Оценка эффективности торговой деятельности

 

В общем понимании экономическая эффективность — это результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам ресурсов, обусловившим получение этого эффекта. В зависимости от уровня управления и вида мероприятий она может выражаться в стоимостных или натуральных показателях.

Приступая к исследованию эффективности торговой деятельности, необходимо понимать, что важное значение имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым значениям. На практике уровень рентабельности торговых организаций обычно определяется отношением прибыли от реализации товаров к общему товарообороту. В экономической литературе такой показатель называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов. В то же время необходимо помнить, что уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких ресурсах (активах), собственном и заемном капитале достигнут тот или иной финансовый результат и как эффективно они используются. Поэтому экономистами предлагается определять рентабельность хозяйственных ресурсов отношением суммы прибыли за период (лучше годовой) к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих активов (совокупного капитала). Этот показатель характеризует количество прибыли в активах предприятия и называется уровнем рентабельности совокупного капитала (активов). Для его определения необходимо использовать все основные средства (собственные, арендованные, безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные активы. Фактическую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов определяют по данным бухгалтерского баланса (см. табл. 1 и рис. 1).