I. Скидки. Принципы эффективности скидок

Прежде чем перейти к непосред­ственному описанию видов скидок, условий их применения и методик расчета, необходимо оговорить некоторые принципы, следование которым должно обеспечивать эффективность деятельности.

Прежде всего следует иметь в виду, что бесплатных или безвозвратных скидок практически не бывает. Необходимо понимать, что снижение цен должно привести к некоторому экономическому эффекту для предприятия. Как правило, это эффект масштаба, когда целью уменьшения цены является привлечение новых клиентов, оживление торговли, реализация больших партий товара, что приводит к получению дополнительной прибыли или снижению себестоимости единицы товара за счет распределения накладных расходов на большее число изделий. Предоставление скидок за сокращение сроков оплаты или предоплату (сконто) приводит к увеличению оборачиваемости капитала, что также предполагает экономический эффект. Предоставление скидок в рекламных или имиджевых целях на первый взгляд может показаться чисто затратным, но оно предполагает отсроченный экономический эффект, т.к. за счет улучшения отношения потребителей к предприятию и его продукции ожидается рост объемов продаж в будущем. Итак, первый принцип — это осознание того, что применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту и не является некой дискриминационной мерой, необходимой для выживания предприятия.