Планирование в деятельности предприятия является одной из самых ответственных экономических задач. Всякий раз при разработке текущих (годовых) планов предприятия возникает вопрос: какие оптимальные темпы роста (вопросы снижения в данном случае не рассматриваются) объема производства (продаж) должны быть приняты на плановый период? Ответы могут быть самыми разными. В одних случаях руководствуются темпами роста, заложенными в перспективных планах, в других — данными маркетинговых исследований (и если спрос на продукцию есть, то исходят из мощностей по ее выпуску и возможностей привлечения инвестиций для их увеличения), в третьих — складывающимися темпами роста, определяемыми наличием заказов, подписанных контрактов, в четвертых — указаниями со стороны вышестоящих или местных органов исполнительной власти и т.д. Последний вариант, видимо, самый распространенный, но отношение к нему разное. В ходе опроса, проведенного исследовательским центром Института приватизации и менеджмента на предприятиях Республики Беларуси «73,6 % респондентов заявило, что темпы роста им доводились и они считают их реалистичными, 21 % опрошенных прямо заявили, что это — нереальные цифры… И лишь 5,4 % респондентов заявило, что темпы роста объемов им не доводились»1.