Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 76 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников» способствовало урегулированию многих спорных ситуаций, возникающих в деятельности кадровой службы организации, при ведении трудовых книжек работников. Однако некоторые вопросы, связанные с ведением трудовых книжек, все еще остаются нерешенными на уровне актов законодательства. К тому же интерес читателей к данной теме позволяет утверждать, что вопросы по заполнению трудовых книжек работников являются актуальными.

Применительно к порядку ведения трудовых книжек работников не представляется возможным применение принципа «дозволено все, что не запрещено законом». Трудовая книжка не предназначена для внесения записей по усмотрению нанимателя, желанию работника или по соглашению сторон. Все записи в трудовую книжку производятся нанимателем в строгом соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция) (абз. 3 подп. 1.4п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 1635 «О трудовых книжках работников» с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 1635). Данная норма призвана исключить произвольность действий нанимателя при внесении записей в трудовую книжку работника, ориентирует нанимателя на точное (буквальное) соблюдение требований Инструкции. Таким образом, наниматель обязан осуществлять ведение трудовой книжки в соответствии с установленным порядком.