Для меня рекомендации —это вспомогательный инструмент получения информации о кандидате, применять который целесообразно в тех случаях, когда в отношении претендента есть сомнения или остались вопросы, требующие уточнения. Если предыдущие наниматели подтверждают мои опасения, то я прекращаю рассматривать данного кандидата, если нет — подключаю дополнительные инструменты диагностики претендента.

Для нашего предприятия получение рекомендаций — это обязательная часть отборочной процедуры, хотя при принятии решения о найме конкретного кандидата принимаются во внимание в первую очередь такие источники информации, как результаты структурированного интервью и профессионального тестирования, анализ биографических данных, результаты центров оценки.

В моей практике примерно 80 % информации, предоставленной рекомендателями, впоследствии подтверждалось. Хотя встречались и случаи дезинформации. Например, некоторые «великодушные» наниматели давали отличные рекомендации слабым специалистам. С моей точки зрения, этим они оказывали плохую услугу не только нашей организации, но и своему бывшему сотруднику. Новый работодатель, основываясь на положительных отзывах, может возлагать на работника неоправданные надежды, а значит, и предъявлять завышенные требования, которые работник не в состоянии выполнить. Иногда оценку работы бывшего сотрудника руководитель завышает для того, чтобы компенсировать вину за то, что его пришлось уволить, или для того, чтобы избавиться от ненужного работника, помогая ему устроиться на новое место, или просто потому, что «не хочется портить с ним отношения». Все это признаки непрофессионализма. Встречались мне и «мстительные» наниматели, оговаривавшие своих несговорчивых сотрудников в надежде вернуть их назад уже более «послушными» — «я ведь говорил, что ты никому не нужен, так что будешь мне обязан за то, что возьму тебя назад». Я называю это клиническими случаями. Но «великодушных» и «мстительных» рекомендателей я встречала крайне редко, скорее это было исключением. В большинстве же случаев мне давали взвешенные отзывы о своих бывших сотрудниках. Среди нанимателей действует негласный закон, согласно которому о работниках нужно давать только достоверную информацию или не давать ее вообще.