Руководству современного предприятия, функционирующего в условиях динамичности рынков, резких изменений макросреды бизнеса и жесткой конкуренции, для обеспечения долгосрочного устойчивого развития очень важно знать, как составить оптимальную производственную программу, которая максимизировала бы прибыль предприятия, в т.ч. при возникновении лимитирующих факторов в самой организации и за ее пределами.

Данная задача входит в функциональный комплекс оперативного контроллинга. Особенностью оперативного контроллинга является то, что вся система управления результатами деятельности и затратами осуществляется в нем на основе системы директ-костинга (калькулирования усеченной себестоимости), благодаря которой можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью.

Одним из наиболее распространенных инструментов оперативного контроллинга и директ-костинга является операционный анализ, который также называют CVP-анализом (анализ «затраты — объем — прибыль»), в основу которого заложены линейные зависимости между объемом выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия. Ключевым моментом в операционном анализе является деление затрат предприятия на постоянные и переменные при опоре на систему директ-костинга. Операционный анализ используется в практике западных фирм для различных целей, например: составление производственной программы предприятия как в стандартных условиях, так и с учетом сдерживающих (ограничивающих) факторов внешней и внутренней среды; определение потенциальных рисков убытков или недополучения части прибыли; решение вопросов ценообразования на кратко­ и долгосрочных интервалах и т.д.