Обоснование прибыли в цене — важный этап технологии обоснования цены на реализуемую продукцию предприятия, поскольку именно прибыль выступает основным критерием формирования оптимального плана производства, оценки эффективности принятия различных управленческих решений.

Определение суммы прибыли в отпускной цене предприятию необходимо начинать с обоснования целесообразной (целевой) нормы рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. Расчет данного показателя базируется на принципе «достаточности».

На практике предприятия с учетом конкретных условий функционирования используют различные показатели рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к себестоимости продукции, заработной плате, производственным фондам, цене продукции.

Свои особенности имеет расчет целевой нормы рентабельности при ценообразовании на бытовые, медицинские и некоторые другие услуги.