Изменения в законодательстве об исполнительном производстве
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 16 февраля 2021 г.
Излагаются изменения, внесенные в Закон от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», Хозяйственный процессуальный кодекс и ряд других законодательных актов по вопросам исполнительного производства, на основании Закона от 06.01.2021 № 90-З.
Пункт 1. Изменения в Законе № 439-З
В ходе реализации Закона № 439-З, а также иных законодательных актов, регулирующих вопросы исполнительного производства, выявлены пробелы в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.
В целях повышения эффективности исполнительного производства был принят Закон № 90-З, основные нововведения которого заключаются в следующем.
1. В целях нормативного закрепления перечня лиц, обладающих полномочиями прокурора при исполнении исполнительных документов, в ст. 1 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) дано определение термина «прокурор».
СПРАВОЧНО
В соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) прокурор – это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор, прокуроры областей, г. Минска, их заместители, а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры, их заместители, начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры, их заместители.
В связи с этим ст. 9 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) предусмотрена возможность истребования материалов исполнительного производства руководителем органа принудительного исполнения при рассмотрении обращений и жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, прокурором при рассмотрении обращений граждан, в т.ч. ИП, и юрлиц для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
2. В статье 8 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) уточняется, что банк данных исполнительных производств – это совокупность данных, предназначенных в т.ч. для предоставления сведений об исполнительных производствах.
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок предоставления сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, в Закон № 439-З не включен, поскольку комплексное регулирование этого вопроса предусмотрено в Указе Президента от 19.11.2019 № 418 «О банке данных исполнительных производств».
3. В состав исполнительных документов, подлежащих исполнению в порядке, установленном Законом № 439-З, дополнительно включены решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.
4. Детализировано содержание информации, которая в обязательном порядке подлежит указанию в исполнительном документе (ст. 11 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Так, закреплена необходимость указания в исполнительном документе сведений, позволяющих идентифицировать взыскателя, выступающего стороной исполнительного производства.
ПРИМЕЧАНИЕ
Изменения обусловлены возникающими на практике трудностями при идентификации взыскателя, являющегося физлицом, при указании в исполнительном документе только фамилии, имени и отчества (если таковое имеется).
Также детализирована информация о должнике, которая подлежит указанию в исполнительном документе, для четкой идентификации должника и исключения возможности нарушения прав и законных интересов иных лиц (например, тех, у которых ФИО совпадают с соответствующими данными должника).
Также упрощены требования к содержанию исполнительного документа в части исключения необходимости указания регистрационного номера и даты госрегистрации в отношении ИП или юрлица, выступающих стороной исполнительного производства.
5. В целях приведения Закона № 439-З в соответствие с Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» из ст. 14 и 126 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) исключены положения, обязывающие субъектов хозяйствования проставлять печати на подаваемых ими заявлениях, ходатайствах, жалобах.
6. Статья 12 Закона № 439-З предусматривает возможность исправления описок и арифметических ошибок, допущенных только в постановлениях судебного исполнителя и в постановлениях руководителя органа принудительного исполнения.
В то же время на практике встречаются случаи, когда судебными исполнителями при составлении различных актов допускаются описки или арифметические ошибки (например, при наложении ареста на имущество должника неверно указывается инвентарный номер недвижимого имущества, при этом иные его характеристики (площадь, адрес) указаны верно). Правовой механизм исправления таких описок или ошибок в законодательстве об исполнительном производстве отсутствует.
В целях устранения пробела в нормативном регулировании указанного вопроса предусмотрена возможность исправления описок или арифметических ошибок в составленных судебными исполнителями актах.
7. Закон № 90-З предусматривает изменение порядка определения госорганов, выступающих взыскателями от имени Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
В статье 17 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) дополнительно предусмотрено, что от имени Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в качестве стороны исполнительного производства выступают:
● ФСЗН, его территориальные органы – по исполнительным документам о взыскании обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, пеней и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения, а также штрафов, подлежащих зачислению в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения;
● госорганы, государственные юрлица, выступавшие истцами (заявителями, взыскателями) по гражданским и экономическим делам, – по исполнительным документам, выданным по таким делам;
● госорганы, государственные юрлица, обратившиеся за совершением исполнительной надписи, – по исполнительным надписям нотариусов, дипломатических агентов диппредставительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности).
8. В статье 18 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) закреплена возможность должника по исполнительному документу о взыскании солидарной задолженности получать информацию о сумме исполненного иными должниками солидарного требования во избежание нарушения прав такого должника и исключения случаев переплаты по исполнительному документу.
Также Закон № 90-З предусматривает обязанность сторон исполнительного производства представлять судебному исполнителю информацию о выбытии должника либо взыскателя, а также об изменении фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) не позднее 3 дней со дня такого выбытия. Изменение введено в целях оперативного предоставления судебному исполнителю информации, являющейся основанием для проведения замены стороны исполнительного производства, для обеспечения возможности продолжения работы по исполнительному производству в установленном порядке.
Законом № 90-З увеличен срок для предоставления информации об исполнении исполнительного документа полностью или частично с 1 до 3 дней.
9. В связи с развитием в Республике Беларусь института медиации Законом № 90-З в Закон № 439-З (в ред. от 06.01.2021) внесены положения, регулирующие вопросы исполнения исполнительного документа в случае заключения между должником и взыскателем соглашения о применении медиации (ст. 18, 24, 50–52, 120, 326 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Закреплено право судебного исполнителя при заключении такого соглашения приостановить исполнение исполнительного производства (ст. 50 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
10. В целях устранения правового пробела относительно срока предъявления исполнительного документа к исполнению после восстановления срока предъявления его к исполнению в ст. 34 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) предусмотрено, что такие документы могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 мес. со дня вступления в законную силу судебного постановления или иного документа о восстановлении пропущенного срока.
11. Правоприменительная практика выявила пробел в регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае предъявления к исполнению исполнительного документа, ранее возвращенного взыскателю по его заявлению.
В связи с этим предусмотрено дополнение ст. 35 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) положением, предусматривающим уменьшение общеустановленного срока предъявления к исполнению исполнительного документа. Так, если ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен по заявлению взыскателя, период со дня предъявления этого исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по указанному основанию вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного законодательными актами. Аналогичное правило предусмотрено в Законе № 90-З применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.
Упрощен порядок предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения для субъектов хозяйствования. В частности, исключена обязанность предъявления взыскателем исполнительного документа в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке. При этом такая возможность остается как право взыскателя (ст. 41 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
12. В целях реализации информационного взаимодействия с другими госорганами в части получения в автоматическом режиме информации о вынесенных постановлениях по делам об административных правонарушениях, содержащейся в едином государственном банке данных о правонарушениях, ст. 43 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) дополнена нормативным правовым предписанием, предусматривающим обязательность фиксации на копии постановления об административном правонарушении регистрационного номера административного правонарушения, присвоенного в порядке, установленном законодательством о единой государственной системе регистрации и учета правонарушений, при направлении такого постановления в орган принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.
13. Дополнены основания, по которым судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства (ст. 44 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). К таким случаям отнесены:
● исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;
● истечение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.
ПРИМЕЧАНИЕ
Срок давности исполнения установлен для постановлений о наложении административных взысканий.
14. Основания для возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства дополнены таким основанием, как предоставление актами законодательства, судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа (ст. 45 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа препятствует исполнению такого исполнительного документа, если срок исполнения исполнительного документа не наступил, поскольку в таком случае судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом), актом законодательства принято решение о фактическом изменении сроков исполнения выданного исполнительного документа. Таким образом, отсутствует основание для возбуждения исполнительного производства, т.к. отсутствует требование, подлежащее исполнению.
15. В связи с исключением из оснований для окончания исполнительного производства такого основания, как направление исполнительного документа по месту получения должником-гражданином, в т.ч. ИП, зарплаты и приравненных к ней доходов (ст. 55 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)), аналогичное основание включено в ст. 49 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) в качестве основания для приостановления исполнительного производства.
16. Законом № 90-З предусмотрено, что исполнительное производство о взыскании сумм в доход государства, за исключением исполнения постановления о наложении административного взыскания, подлежит приостановлению при отсутствии у должника денежных средств и иного имущества, на которые может быть обращено взыскание (ст. 49 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
В связи с этим установлены дополнительные основания для возобновления исполнительного производства, приостановленного в соответствии со ст. 49 или 50 Закона №439-З (в ред. от 06.01.2021), в случае необходимости рассмотрения судебным исполнителем определенных вопросов (например, исполнительное производство, приостановленное в связи с ходатайством взыскателя, может быть возобновлено при необходимости рассмотрения вопросов о замене стороны исполнительного производства, об отмене или замене мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа).
17. Одним из оснований для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства закреплено установление обстоятельств, являющихся основанием для возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства, имевших место на момент возбуждения исполнительного производства, которые не отпали (ст. 53 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
Нововведение обусловлено тем, что на практике имеют место случаи обнаружения в ходе исполнения исполнительного документа судебным исполнителем либо руководителем органа принудительного исполнения факта необоснованного возбуждения исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства в таком случае может быть отменено руководителем органа принудительного исполнения только в процессе внесудебного обжалования. При этом нововведение позволит оперативно реагировать на установленные факты нарушения законодательства об исполнительном производстве.
18. Отказ от принятия в счет погашения задолженности по исполнительному производству имущества при отсутствии у должника иного имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, при исполнении исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства (за исключением исполнения постановлений о наложении административных взысканий) не будет являться основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю (ст. 49 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
Для обеспечения полноты правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении исполнительных документов органами принудительного исполнения, Законом № 90-З установлен порядок продления срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа (ст. 46 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
19. Перечень оснований, по которым судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство, дополнен случаями, которые могут препятствовать исполнению исполнительного документа (ст. 50 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)):
● объявление розыска должника-гражданина, в т.ч. ИП, через органы внутренних дел;
● возбуждение в суде производства по иску взыскателя об обращении взыскания на долю должника в общем имуществе, в уставном фонде ООО, ОДО;
● обращение судебного исполнителя в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу) с представлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
● проведение независимой оценки арестованного имущества должника или экспертизы достоверности независимой оценки;
● применение к должнику меры пресечения в виде заключения его под стражу в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
● заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации.
20. Законом № 90-З устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь за счет исключения ст. 48 Закона № 439-З. Это обеспечит возможность оперативного совершения исполнительных действий в т.ч. на территории иной области, г. Минска.
21. Изменился подход к принятию решения об объявлении розыска должника-гражданина, в т.ч. ИП. Так, в ст. 64 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) устанавливается перечень требований по исполнительным документам, по которым розыск должника может быть объявлен по инициативе судебного исполнителя.
22. Предусмотрена обязанность соблюдения установленного ст. 258 ГК порядка обращения взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности, только в отношении имущества, не зарегистрированного за должником (ст. 75 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Такое ограничение установлено с целью процессуальной экономии и сокращения количества действий, которые необходимо совершить взыскателям при обращении взыскания на имущество должника. Если имущество, находящееся в общей собственности, зарегистрировано за должником, установленный ГК порядок может быть реализован в ходе рассмотрения судом иска об исключении имущества из акта ареста.
23. С учетом особенностей использования госимущества, приобретенного на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной 1 БВ, в ст. 75 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) закреплено указание на установление особенностей обращения взыскания на такое имущество в актах законодательства.
24. Перечень требований, установленный ст. 80 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021), которые должны удовлетворяться преимущественно перед исполнительными документами о конфискации имущества, об обращении имущества в доход государства иным способом, дополнен требованием о взыскании вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
25. Установлены случаи, когда при окончании исполнительного производства принятые ограничения (обременения) в отношении должника и его имущества сохраняются (ст. 83 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). В частности, допускается сохранение ограничений (обременений), наложенных на должника или его имущество, если они приняты в качестве обеспечения иска и др., а также в иных случаях, установленных Законом № 439-З (в ред. от 06.01.2021). Закрепление такого подхода будет способствовать повышению ответственности должников при наличии на исполнении в органах принудительного исполнения исполнительных документов, стимулированию должников к добровольному урегулированию вопросов взыскания задолженности со взыскателями при отсутствии у должников имущества, на которое может быть обращено взыскание, и, как следствие, направлено на исполнение обязательств, поскольку указанное лицо не сможет пользоваться в полном объеме всеми правами до полного исполнения требований исполнительного документа.
26. Учитывая практику работы органов принудительного исполнения, предусмотрена корректировка общего подхода к установлению стоимости судебным исполнителем имущества при его аресте, а также закреплены изъятия из общего подхода по определению стоимости арестованного имущества (ст. 88 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)), выделяя необходимость определения особой стоимости для земельных участков – кадастровой стоимости.
27. Изменен подход к проведению переоценки арестованного имущества должника: вместо одной переоценки установлена возможность проведения 4 переоценок имущества с увеличением предельного процента, на который может быть снижена стоимость имущества (ст. 93 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)).
Поскольку имущество должника, находящееся под таможенным контролем, является условно выпущенным и в отношении такого имущества применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотрены ограничения при переоценке имущества, находящегося под таможенным контролем, а также при передаче такого имущества взыскателю в счет погашения задолженности по исполнительному производству.
28. В связи с развитием информатизации исключена необходимость размещения объявлений о предстоящих торгах в печатных СМИ (ст. 95 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Нововведение направлено на сокращение расходов по исполнению исполнительного документа, взыскиваемых с должника, и возможность направления полученных денежных средств на погашение задолженности по исполнительным документам. При реализации имущества с торгов (электронных торгов) максимально исключена возможность судебного исполнителя влиять на ход и результаты такой реализации.
Из Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) исключены ограничения, определяющие круг лиц, которые не могут принимать участие в торгах (электронных торгах) по реализации имущества должника. Нововведение направлено на расширение круга потенциальных покупателей, в т.ч. при реализации имущества должника с электронных торгов.
Предусмотрено, что в случае, когда покупатели имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивают стоимость, за которую ими приобретено имущество, либо если устанавливается, что покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику торгов (электронных торгов), сделавшему предпоследнюю ставку. Внесенное в ст. 97 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) изменение повысит эффективность реализации имущества на торгах (электронных торгах), будет способствовать исключению фактов срыва торгов (электронных торгов).
29. Поскольку в отношении доходов, указанных в абз. 8–10 ч. 3 ст. 103 Закона № 439-З, не может быть использован порядок, установленный при обращении взыскания на зарплату (нет главных признаков: периодичность выплат и наличие их единого источника), соответствующие виды доходов исключены из приравненных к зарплате. В то же время при обращении взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику в качестве доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юрлица, от осуществления ремесленной деятельности, от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также от иной деятельности, не относящейся в соответствии с законодательными актами к предпринимательской деятельности, должны соблюдаться ограничения размера удержаний, установленные ст. 107 Закона № 439-З.
30. В связи с многочисленными вопросами, возникающими у нанимателей при проведении удержаний из зарплаты и приравненных к ней доходов, ст. 106 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) дополнена положениями, устанавливающими обязанности нанимателей при проведении удержаний по исполнительным документам, а также предусмотрен порядок проведения нанимателями удержаний из зарплаты и приравненных к ней доходов при исчислении задолженности по исполнительному документу в инвалюте.
31. Статья 107 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) скорректирована в целях устранения противоречий с уголовно-исполнительным законодательством.
Изменен подход к порядку удержания задолженности по исполнительным документам с осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ. Установлено, что удержания по исполнительным документам производятся из получаемых должником доходов с учетом удержаний по приговору, определению или постановлению суда. Изменение внесено в целях исключения ущемления прав должников, поскольку при действующем порядке за должниками, отбывающими наказание в виде исправительных работ, может сохраняться сумма денежных средств, недостаточная для проживания и удовлетворения основных потребностей.
32. Перечень денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, установленный ст. 109 Закона № 439-З, дополнен выплатами социального характера:
● алименты на несовершеннолетних детей;
● государственная адресная социальная помощь;
● возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью, а также в связи со смертью кормильца.
Указанные выплаты фактически имеют целевое назначение и не могут использоваться для оплаты должником задолженности по исполнительным документам.
33. Корректировка ст. 120 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021) предусматривает:
● дополнение перечня случаев, при которых принудительный сбор не подлежит взысканию (удержанию);
● установление минимального размера принудительного сбора – 50 % размера БВ, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора. Нововведение носит стимулирующий характер в отношении должника в целях добровольного исполнения требований исполнительного документа и возмещения минимальных затрат по возбуждению и ведению исполнительного производства.
При заключении между должником и взыскателем мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения по хозяйственным (экономическим) спорам должнику предоставляется льгота по уплате принудительного сбора от суммы исполненного в пользу взыскателя требования на дату заключения таких соглашений. В таком случае размер принудительного сбора составляет 50 % от общего размера принудительного сбора, установленного ч. 3 ст. 120 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021). Изменение призвано простимулировать заключение мировых и медиативных соглашений в рамках исполнительного производства.
34. Установлено 6 очередей для удовлетворения требований взыскателей, и изменена очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам (ст. 122 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021)). Например, удовлетворение требований, имеющих социальную направленность, осуществляется во вторую очередь, а при недостаточности взысканных с должника денежных средств требования взыскателей удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
В целях устранения правового пробела определен порядок удовлетворения требований взыскателей в случае замены стороны исполнительного производства на нескольких лиц.
Требования по исполнению обеспеченных залогом обязательств в части их погашения включены в четвертую очередь.
35. В целях устранения коррупционных рисков в деятельности органов принудительного исполнения, а также исключения различий на практике в трактовке соответствующих положений скорректирована ст. 123 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021).
Так, предусмотрено перечисление взыскателю по исполнительному документу, на основании которого произведено такое взыскание, взысканных со специального счета должника денежных средств. В случае ошибочного перечисления денежных средств такие денежные средства взыскиваются на основании постановления судебного исполнителя о возврате ошибочно перечисленных денежных средств, являющегося исполнительным документом.
36. Скорректирован установленный ст. 124–132 Закона № 439-З порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя. Указанный порядок детализирован для уточнения отдельных его положений, разрешения ряда проблемных вопросов, возникающих на практике, а также в целях устранения дублирования положений Закона № 439-З с ГПК и ХПК.
Пункт 2. Изменения в Законе № 440-З
Основной целью кадровой политики в деятельности органов принудительного исполнения является обеспечение повышения качества работы каждого судебного исполнителя и его профессионального уровня, а в целом – эффективности работы системы органов принудительного исполнения. Для обеспечения достижения этой цели внесены соответствующие изменения в Закон № 440-З, который предусматривает необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве до назначения на должность судебного исполнителя.
Закон № 440-З скорректирован в т.ч. с учетом изменений, внесенных Законом № 90-З в Закон № 439-З. Регламентированы полномочия стажера судебного исполнителя (ст. 5-1 Закона № 440-З (в ред. от 06.01.2021)).
Выплата судебным исполнителям вознаграждения из средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов, заменена на премию за счет средств принудительного сбора, выплачиваемую в соответствии с Положением о порядке использования принудительного сбора, утв. постановлением Совета Министров от 31.12.2013 № 1190, и др.
Пункт 3. Изменения в ГПК и ХПК
Порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, установленный в ХПК и ГПК, приведен в соответствие с Законом № 439-З (в ред. от 06.01.2021).
Предусмотрены корректировки ГПК и ХПК в части исключения необходимости направления в суд копий жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения в целях исключения направления копий такой жалобы (протеста) заинтересованным в исходе дела лицам дважды (судом и заявителем или прокурором).
В целях комплексного регулирования последствий проведения замены стороны исполнительного производства ст. 225, 327 ХПК (в ред. от 06.01.2021) и ст. 398, 461 ГПК (в ред. от 06.01.2021) дополнены нормативными правовыми предписаниями, предусматривающими выдачу соответствующим судом дополнительных экземпляров исполнительных документов, если в результате замены стороны исполнительного производства образовано несколько должников, взыскателей.
В целях устранения правового пробела в части возможности предоставления отсрочек, рассрочек, изменения способа и порядка исполнения исполнительных надписей, заключения мировых соглашений по таким документам Законом № 90-З предусмотрена корректировка ст. 123, 211 и 325 ХПК, ст. 329 и 459 ГПК в части расширения компетенции суда на рассмотрение вопросов о предоставлении отсрочки, рассрочки, изменении способа и порядка исполнения всех категорий исполнительных документов, а также утверждения мировых соглашений, заключенных в рамках исполнительного производства, вне зависимости от вида исполнительного документа.
Корректировка приложений 2, 4 к ГПК осуществлена в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством.
Пункт 4. Иные изменения
1. Поскольку в исполнении конфискации задействованы не только органы принудительного исполнения, скорректирована ст. 14 УИК.
С 30 дней до 2 мес. увеличен срок для уплаты должником штрафа в добровольном порядке для обеспечения реальной возможности уплаты такого штрафа (ст. 29 УИК (в ред. от 06.01.2021)).
В статью 102 УИК внесены изменения в целях устранения проблем, возникающих на практике при применении порядка удержания из зарплаты и иных доходов лиц, осужденных к лишению свободы.
2. Статья 108 Трудового кодекса приведена в соответствие со ст. 107 Закона № 439-З (в ред. от 06.01.2021).
3. Закон от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» приведен в соответствие с Законом № 439-З в части унификации документов, на основании которых организацией по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется госрегистрация создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
4. Закон № 418-З скорректирован в целях отражения в регистре населения комплексной информации о физлице, в т.ч. о его статусе в качестве должника в рамках исполнительного производства.
Так, в соответствии с подп. 2.7 п. 2 ст. 12 Закона № 418-З информация о статусе физлица в части наличия у него задолженности вносится в регистр населения МНС, при этом расширенная информация о налоговых обязательствах физлица содержится в МНС.
Внесение Минюстом в регистр населения данных о задолженности физлица по исполнительному производству из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения не является дублированием сведений информационных систем, поскольку из указанной системы в регистр населения вносится исключительно информация о статусе физлица.
При этом размещение информации о статусе физлица в регистре населения направлено на упрощение и оперативное взаимодействие госорганов и организаций с органами принудительного исполнения с целью получения информации о должниках, необходимой для выполнения задач и реализации функций, отнесенных к их компетенции, поскольку реализация государственно-властных полномочий в ряде случаев зависит от наличия (отсутствия) такого статуса.
Нововведение позволит сократить число направляемых в органы принудительного исполнения запросов о наличии возбужденных в отношении физлиц исполнительных производств и оптимизировать временные, трудовые и финансовые затраты сторон такого взаимодействия.
Наличие в регистре населения данных о задолженности физлица в рамках исполнительного производства с учетом востребованности информации из регистра населения и количества субъектов, заинтересованных в ее получении, позволит увеличить количество пользователей как регистра населения, так и банка данных исполнительных производств. Также это позволит сократить время, необходимое для принятия решения, и в максимально короткие сроки рассмотреть обращения граждан в рамках выполнения административных процедур подразделениями по гражданству и миграции при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, рассмотрения материалов о приобретении (прекращении) гражданства Республики Беларусь, а также при обращениях за оформлением документов для выезда на постоянное проживание за пределы Республики Беларусь.
ВЫВОД
Принятие Закона № 90-З направлено на достижение следующих результатов:
● сокращение количества находящихся на исполнении в органах принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства, а также исполнительных надписей, по которым могут быть предоставлены отсрочка и (или) рассрочка исполнения, заключено мировое соглашение;
● снижение расходов органов принудительного исполнения на направление почтовой корреспонденции, что приведет к возможности расходования средств принудительного сбора на иные цели, в т.ч. на материальное стимулирование судебных исполнителей и укрепление материально-технической базы органов принудительного исполнения;
● повышение результативности реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
● оптимизация нагрузки на иные госорганы, выступающие взыскателями от имени Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
● увеличение количества заключаемых между должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений;
● усиление контроля судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
● снижение количества поступающих в органы принудительного исполнения постановлений о наложении административных взысканий, не исполненных должниками в предоставленный им срок для добровольного исполнения;
● повышение образовательного уровня судебных исполнителей и качества выполняемых ими обязанностей.