Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с обеспечением товарооборота предприятия, а излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения ее соответствия потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Товарные запасы (merchandise inventory) — это все товары, находящиеся во владении фирмы и предназначенные для продажи, в т.ч. товары в пути. Товары, которые находятся в пути, но на которые в соответствии с условиями договора право собственности на этот момент еще не наступило, не включаются в товарные запасы при проведении расчетов.