Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли, и должен оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его фактический объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс цен. В ходе анализа следует установить, как развивается розничный товарооборот, выявить причины, влияющие на величину и структуру товарооборота, а также отразить степень удовлетворения спроса покупателей на товары, меры по совершенствованию структуры товарооборота торговыми предприятиями, повышению в нем доли высококачественных товаров и др.

Основные задачи анализа розничного товарооборота можно представить в виде схемы (см. рис.).

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные плана экономического и социального развития предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений.