В рамках реализации положений Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З "О платежных системах и платежных услугах" Национальным банком утверждена Инструкция о порядке оказания платежных услуг на территории Республики Беларусь (далее – инструкция). Документ регулирует деятельность поставщиков платежных услуг (далее – ППУ), не являющихся финансовыми организациями. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 5 декабря 2022 г. № 453 (далее – постановление № 453), которое вступает в силу с 6 января 2023 г., сообщает пресс-служба Нацбанка.
Инструкция в числе прочего определяет:
Инструкцией установлены особенности оказания платежных услуг платежными агрегаторами с интернет-площадкой. Для платежных агрегаторов и ППУ по операциям с электронными деньгами определены сроки исполнения платежных обязательств по передаче денежных средств по принятым платежам их получателям.
Нормами инструкции также установлен размер гарантийного фонда для платежного агрегатора и ППУ, оказывающего платежные услуги эмиссии (создания) платежных инструментов, не являющихся финансовой организацией, государственным органом. Он устанавливается в процентах от среднемесячного оборота денежных средств по принятым платежам и зависит от срока осуществления деятельности в области платежных систем и платежных услуг.
Кроме того, постановлением № 453 определено, что действие Закона "О платежных системах и платежных услугах" не распространяется на:
услуги некоммерческих организаций по сбору денежных средств, вносимых физическими лицами в виде взносов, и их передаче на оплату расходов такой организации;
услуги физического лица по сбору денежных средств от иных физических лиц и передаче в адрес организаций торговли (сервиса), если такие услуги не предполагают получение систематической прибыли для всех сторон сделки.
Принятый документ формирует прозрачные требования к организациям, намеревающимся предоставлять платежные услуги, и будет способствовать развитию добросовестной конкуренции на платежном рынке, а также повышению качества обслуживания клиентов.