В Беларуси растет конкуренция в сфере онлайн-торговли. Российским площадкам, пришедшим на наш локальный рынок, решил составить компанию молодой белорусский игрок – Emall, который трансформировался из онлайн-дискаунтера в маркетплейс. Всего за несколько месяцев он притянул к себе около 2000 селлеров и за короткое время создал себе имидж национального маркетплейса. Сравнили условия работы для белорусских продавцов на трех площадках и выяснили, где торговать выгоднее – на Ozon, Wildberries или Emall.
OZON и Wildberries в представлениях не нуждаются – это российские маркетплейсы, которые существуют уже более 20 лет. На белорусском рынке Wildberries работает с 2012 года, а OZON – c 2018-го. Оба насчитывают около тысячи пунктов выдачи товаров по всей стране.
Emall же – белорусская торговая площадка. Изначально был запущена в 2021 году как онлайн-дискаунтер, а с февраля этого года переформатировалась в маркетплейс. Доставку товаров осуществляет через Европочту. Сегодня в Emall торгуют уже более 2 тыс. продавцов и интерес к нему с каждым днем только растет. Товаров от селлеров тоже много – почти 40 000.
Все маркетплейсы стараются охватить как можно больше категорий товаров. Однако исторически сложились направления, с которыми их прочно ассоциируют. Так, на Wildberries предпочитают выбирать одежду, обувь и аксессуары. На Ozon популярны канцтовары, хобби и товары для дома и дачи. Emall силен в детских товарах, бакалее, бытовой химии, средствах для красоты и здоровья.
На Ozon процедура регистрации для продавцов полностью бесплатная. Emall тоже не берет за нее плату. Счет в 31 рубль белорусский маркетплейс выставляет только за государственную регистрацию поддомена, которая осуществляется через РУП «БелГИЭ». По сути, это стоимость услуги хостинг-партнера, а не самой торговой площадки. Дороже всего обойдется регистрация в Wildberries, где требуется сделать гарантийный взнос в районе 350 белорусских рублей.
Получается, что дешевле всего начинать торговлю через Emall и Ozon. Расходы на открытие бизнеса, чаще всего, и так немаленькие, так что каждый рубль на счету.
У российских маркетплейсов комиссия за сделку зависит от категории продаваемого товара. Есть и некоторые другие модификаторы, но в целом вознаграждение в пользу Wildberries достигает 25%, а на Ozon – 24%.
Так, на «ягодках» забирают 19% от цены с продажи товаров для дома. Максимальные 25% просят за одежду. В пользу OZON 14-15% уходит с бытовой химии, 19-20% – с товаров для дома и сада, а самая высокая комиссия действует на аксессуары для электронных сигарет.
В Emall действуют более щадящие расценки. Система вознаграждения простая: площадка берет только 4% от продаж вне зависимости от категории товара и его цены. В этом плане белорусский маркетплейс выглядит крайне привлекательно. Более того, это похоже на радикальный демпинг. Вероятно, именно на низком проценте вознаграждения «красный» маркетплейс и намерен собрать у себя множество продавцов.
Emall не облагает продавцов штрафами и прочими дополнительными платежами. В то время как на Wildberries система штрафов охотно практикуется. Может «прилететь» как за несвоевременную отгрузку, так и за нарушение правил упаковки.
В Ozon же за такие провинности, чаще всего, просто делают предупреждение – работать над репутацией мотивирует система баллов. С другой стороны, если заказчик отказался от покупки и товар вернулся обратно, то продавец платит за обработку невыкупа и затраты на возврат.
Возвратный тариф, правда, присутствует и на Emall. Он равен половине прямого тарифа. При этом белорусский маркетплейс не берет денег за приемку товаров. А у Wildberries и Ozon она, преимущественно, платная.
А вот чего у российских маркетплейсов не отнять, так это разнообразия моделей работы.
Продавец может хранить товар у себя и осуществлять доставку самостоятельно. Может использовать склады торговой площадки и ее пункты выдачи. Или передавать товар службе доставки маркетплейса.
Emall же предлагает только один вариант – доставку покупок через Европочту. Есть у такой формы работы свои преимущества: когда товар хранится у продавца, а не на складе маркетплейса, то его можно отправлять через разные площадки или продавать напрямую. Кроме того, товар приходит покупателю в виде посылки, а, значит, на него не нужно оформлять накладные. Это упрощает документооборот. Еще одной особенностью выступают низкие тарифы – сейчас они стартуют с 1,88 рубля за доставку товара весом до 0,5 кг.
Различий хватает и здесь: у Emall есть ограничение в минимальные 25 рублей на общую сумму покупки, если покупатель забирает товар в пункте выдаче заказов. Но если он выбирает доставку на дом – сумма не важна.
Ozon же, напротив, при любой сумме привезет в пункт выдачи, а доставит на дом при сумме заказа от 50 белорусских рублей.
И только Wildberries готов доставлять заказы фактически при любых суммах. Формально нижний порог есть, но он настолько незначительный, что его можно не принимать во внимание – это 50 российских рублей.
Emall перечисляет вырученные деньги продавцу через 1-3 дня после успешной доставки. На Wildberries платежи приходят раз в неделю, на Ozon – два раза в месяц.
Белоруский маркетплейс также более охотно берет на себя риски продавцов. Если товар в процессе доставки поврежден или утерян, то Emall компенсирует его стоимость. Российские же площадки каждый случай анализируют отдельно, а от продавца требуют предоставить видео с момента упаковки товара продавцом. Добиться компенсации от них получается не всегда, даже если селлер передал товар в целости и сохранности.
Каждый маркетплейс по-своему хорош. В совокупности критериев солидно смотрится белорусская площадка. Оно и логично: новый игрок на рынке старается выделиться и быстро притянуть к себе селлеров. Маркетплейс берет низкое вознаграждение, которое не зависит от категории товара, не облагает штрафами, быстро переводит деньги и готов брать часть рисков на себя.
В свою очередь, Ozon и Wildberries предлагают больше моделей работы, связанных с доставкой и хранением товара. Кроме того, они позволяют торговать в странах с более гибким ценообразованием, однако перспективе охватить новую аудиторию предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией, которую не все продавцы готовы выдержать.
Развитие национальных маркетплейсов может стать новым трендом в Беларуси. Мода на товары от местных продавцов лишь подогревает интерес к таким площадкам. Основными факторами борьбы за рынок при этом станут ассортимент и цены – собственно, за них покупатель и проголосует своим кошельком.
Оценка условий для продавцов на разных маркетплейсах:
Фактор | Emall | Wildberries | Ozon |
Комиссия маркетплейса, в том числе: | 4% на любой товар | До 25% в зависимости от товара | До 24% в зависимости от товара |
Продукты питания | 4% | 12% | 9,5-13% |
Одежда и обувь | 4% | 25% | 13-20,5% |
Бытовая химия | 4% | 17% | 14-15% |
Товары для красоты и здоровья | 4% | 17% | 17-18% |
Канцтовары | 4% | 15% | 15-16% |
Товары для дома | 4% | 19% | 19-20% |
Прочие платежи и штрафы | Отсутствуют | Строгие штрафы за несвоевременную отгрузку, неверные габариты товара, нарушение правил упаковки и несоответствие товаров заказу и др. Оспорить их сложно | Умеренные штрафы в виде системы баллов. Их накопление может привести к блокировке карточки или магазина. Оспорить их реально |
Стоимость доставки | Зависит от веса | Зависит от объема или веса посылки (берется большее) | Зависит от объема или веса посылки (берется большее) |
Приемка товаров | Бесплатная | В основном, платная. Бесплатная – разве что по акции | В основном, платная. Бесплатная – разве что по акции |
Поступление денег на счет селлера | В течение 1-3 дня после доставки товара. Выплата может быть любой – нет минимума | Раз в неделю | Два раза в месяц и только при накоплении минимальной суммы |
Форматы работы с маркетплейсом | Хранение у продавца, доставка площадкой (FBS). Товары отправляются в виде посылки через Европочту и без накладных | 1.Хранение на складах площадки и доставка ее силами (FBW). 2.Хранение у продавца, доставка площадкой (FBS). 3.Хранение и доставка силами продавца (DBS) | 1.Хранение на складах площадки и доставка ее силами (FBO). 2.Хранение у продавца, доставка площадкой (FBS). 3.Хранение и доставка силами продавца (RFBS) |
Нижний порог заказа | 25 руб. – при самовывозе, любой – при доставке курьером | Отсутствует | 50 руб. – при курьерской доставке, любой – при самовывозе |
Риски, связанные с товаром | Почти все риски берет на себя маркетплейс. | Компенсация возможна только после рассмотрения претензии при наличии видео хорошего качества с процессом упаковки товара | Компенсация возможна только после рассмотрения претензии при наличии видео хорошего качества с процессом упаковки товара |
«Входной билет» | Бесплатно. Госрегистрация домена – 31 руб. | 350 руб. | Бесплатно. |
Регистрация продавцов | В онлайне (по ссылке) | В онлайне (по ссылке) | В онлайне (по ссылке) |