Отношения по созданию и распространению рекламы, как и все новое, сначала возникли, закрепились в социуме, а уж потом получили правовое регулирование. Закон о рекламе постоянно совершенствуется, вместе с появлением новых каналов информирования.
Закон Республики Беларусь № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» был принят 6 января 2024 года. После 12 июля, когда он вступит в силу, существенно изменятся правоотношения по целому ряду направлений.
Стремительное развитие рекламной деятельности в отечественном сегменте Всемирной паутины попало в объектив законодателя. Теперь к объектам рекламирования, вместе с продукцией, товарами, услугами, организациями и прочими привычными для нас понятиями, отнесены доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иные обозначения (логотип, эмблема, знак, символ и др.), информационный ресурс сети Интернет.
С 1 января 2022 года в стране существует Реестр рекламораспространителей, который формирует и ведет Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В него включаются все, кто имеет право оказывать подобные услуги. Исключения установлены Указом Президента Республики Беларусь № 426 от 2 ноября 2021 года. До сих пор Интернет входил в этот список, но с 12 июля и здесь юрлица и ИП, не включенные в реестр, не смогут зарабатывать на рекламе других субъектов хозяйствования. Для рекламирования себя, своей деятельности, продукции и услуг, регистрироваться не нужно.
По-прежнему без включения в реестр организации и индивидуальные предприниматели могут распространять наружную рекламу на транспортных средствах и внутри их салонов, в зданиях (помещениях, сооружениях), местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и т.п., на бумажном носителе, не относящемся к печатным СМИ. Не требует регистрации и реклама по телефону, телексу, посредством факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты. Совет Министров может определять и другие виды рекламы, не обязательные для включения субъекта хозяйствования в Реестр рекламораспространителей.
Если МАРТ или другой уполномоченный государственный орган выявит нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе или средствах массовой информации и не выполнит требования о его устранении, МАРТ может исключить рекламораспространителя из реестра. Это может быть сделано и после уведомления от рекламораспространителя, и в иных случаях, установленных Советом Министров.
В течение 5 рабочих дней МАРТ уведомит рекламораспространителя о своем решении. Такой же срок отведен на рассмотрение заявления о повторном включении рекламораспространителя в реестр.
Если основанием для исключения из реестра послужило нарушение рекламораспространителем законодательства, то не раньше, чем через 6 месяцев после принятия решения, можно подавать заявление о повторном включении.
Законом от 6 января внесены изменения в ряд положений, касающихся согласования рекламы.
Размещение на территории столицы наружной рекламы будет согласовывать Минский горисполком, и повторно делать это не придется. На тех же условиях будет размещаться наружная реклама в других городах или районах, о чем примет решение местная администрация.
Рекламу медицинского характера (лекарств, медтехники, медицинских изделий, медицинских услуг) можно будет размещать на средствах наружной рекламы после ее согласования с Министерством здравоохранения, и только с ним. А рекламирование по телевидению безрецептурных лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники допускается без согласования с Минздравом.
После вступления в силу закона № 353-З отпадет необходимость согласовывать размещение социальной рекламы (прав, законных интересов и обязанностей организаций или граждан, явлений и мероприятий в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, пропаганды здорового образа жизни, профилактики правонарушений, другой деятельности, направленной на защиту и удовлетворение общественных или государственных интересов). К социальной рекламе отнесли и продвижение национальных фильмов.
Закон № 353-З обязывает рекламораспространителей обеспечивать по требованию государственных органов размещение государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности. Сроки размещения рекламы будет определять государственный орган в каждом конкретном случае. Они выходят за рамки действующих обязательных лимитов (5 % годовой стоимости услуг по размещению рекламы по итогам предыдущего финансового года).
Деятельность по размещению наружной (на внешних сторонах зданий или сооружений, вне их, в подземных пешеходных переходах) рекламы третьих лиц на своих средствах наружной рекламы вправе осуществлять только рекламораспространители, являющиеся организациями.
При этом средства наружной рекламы, размещаемые на недвижимых материальных историко-культурных ценностях и их территориях, не должны мешать обзору объемно-пространственных решений, элементов и деталей архитектурного декора этих объектов и окружающей среды. Теперь не понадобится согласования с Минкультом эскизов средств наружной рекламы для размещения на капитальных строениях (зданиях, сооружениях), иных объектах, находящихся на территории памятников архитектуры, но не относящихся к исторической застройке.
Государственным операторам наружной рекламы дано право с 12 июля размещать средства наружной рекламы на государственном недвижимом имуществе без проведения торгов.
Закон № 353-З разрешает размещать рекламу на стеклянных окнах электропоездов метрополитена.
Размещение рекламы об учебе за пределами страны граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории, возможно только организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами страны и (или) оказывающими услуги по направлению на обучение за пределы Беларуси, только на их сайтах и после согласования ее с Министерством образования и Министерством внутренних дел.
В соответствии с изменениями в Законе о рекламе время для размещения рекламы в вечерних программах увеличивается на 2 минуты (теперь до 18 минут в течение каждого часа в промежутке с 18.00 до 22.00).
Рекламу в виде наложений, в частности, бегущей строки, можно будет размещать и в программах хронометражем менее 15 минут (прерывание их рекламой не допускается).
Установлено, что уровень звука рекламы, сообщения о ее последующей трансляции не должен превышать уровня звука программы, прерываемой рекламой.
Изменения, вступившие в силу 12 января 2024 года, коснулись рекламы эмиссионных ценных бумаг. Законом № 353-З не допускается рекламировать эмиссионные ценные бумаги, предлагаемые к открытой подписке (продаже), без раскрытия зарегистрированного в установленном порядке проспекта эмиссии, кроме случаев, когда это не требуется по закону. Акцентируется внимание на том, что реклама не должна содержать информацию, противоречащую тексту зарегистрированного проспекта эмиссии.
Для защиты прав потребителей от навязчивой и нежелательной рекламы операторам электросвязи, поставщикам услуг электросвязи запрещается отказывать в заключении договора на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты из-за несогласия потенциального абонента или адресата получать рекламу.
С 12 июля разрешается размещение в ночное время (с 22.00 до 7.00) рекламы алкогольных напитков на радио и телевидении.
Время для размещения рекламы пива и слабоалкогольных напитков на радио и телевидении увеличено на 1 час – с 21.00 до 7.00.
В рекламе пива и слабоалкогольных напитков разрешено использовать образы людей или животных, присутствующие в зарегистрированных товарных знаках этих напитков.
Реклама безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков возможна без ограничений по времени трансляции на телевидении, но запрещена в зданиях и сооружениях, в помещениях учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта, в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для несовершеннолетних граждан, в СМИ, специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
В рекламе безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков тоже нельзя использовать образы людей или животных, даже рисованные, мультипликационные (анимационные), если их нет в товарных знаках. Нельзя говорить, что потребление безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков безвредно или полезно для здоровья, способствует утолению жажды, содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека. Запрещено призывать к употреблению этих напитков или дискредитировать воздержание от их употребления. Обязательно указание на их безалкогольный характер: шрифтом не менее наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе товара, для написания средства индивидуализации участника гражданского оборота, на радио – озвучивается, а на телевидении и в мультимедийной рекламе – на протяжении всего времени рекламы.
Время для размещения рекламы игорных заведений и азартных игр на радио и телевидении законом № 353‑З увеличено на 1 час (с 21.00 до 7.00).