Хотя с полным переходом на подачу индивидуальными предпринимателями налоговых деклараций в электронном виде МНС решило повременить, поправки, внесенные в Налоговый кодекс, никто не отменял, и рано или поздно сделать это придется. Но у налогоплательщиков появилось время лучше подготовиться к новому формату взаимодействия с фискальными органами, вооружившись современными технологиями.
Напомним: с 1 июля 2024 года, в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 40 Налогового кодекса Республики Беларусь и Законом от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели (кроме признаваемых несостоятельными, банкротами или находящихся в процессе прекращения деятельности) обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в установленных форматах в виде электронного документа.
Электронный документ представляет собой документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Они подтверждаются с помощью сертифицированных средств электронной цифровой подписи. При проверке ЭЦП используются открытые ключи юридических или физических лиц, подписавших этот электронный документ.
Электронную цифровую подпись нужно получить в регистрационных центрах, аккредитованных в ГосСУОК.
Уже сейчас значительная часть ИП работает в личном кабинете плательщика МНС, направляя электронные документы с использованием идентификационной карты (ID-карты) без дополнительного атрибутного сертификата.
Гражданин получает ID-карту на десять лет. На тот же срок одновременно с ее выдачей выпускается сертификат открытого ключа.
Для авторизации в личном кабинете с использованием ID-карты необходимо:
В последнее время регистрационные центры, аккредитованные ГосСУОК, работали в режиме аврала, не всегда справляясь с нагрузкой. Далеко не все ИП оказались готовыми к полному переходу на электронный документооборот. В связи с этим Министерство по налогам и сборам разрешило индивидуальным предпринимателям продолжить подавать налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе, в соответствии с регламентами.
Как долго будут параллельно действовать две эти системы, пока неизвестно. Потому с подготовкой к электронному варианту лучше не тянуть.
Эти изменения вводятся для совершенствования налоговой системы и упрощения административных процедур как для государственных органов, так и для самих предпринимателей. Скоро все смогут оценить преимущества оперативной обработки информации, прозрачности налоговой отчетности и повышения точности заполнения документов.
Тем же, кто привык работать по старинке и не очень дружит с новыми технологиями, всегда готовы помочь специалисты консалтинговых фирм.