
В документе раскрыты вопросы обработки данных, с которыми чаще всего обращаются в Центр граждане и учреждения образования:
- в рамках приемной кампании,
- при создании личных кабинетов абитуриентов,
- при осуществлении пропускного режима, видеонаблюдении,
- при предоставлении характеристик на обучающихся (выпускников),
- при размещении сведений о педагогических работниках на сайтах и др. и иные.
Разъяснения согласованы с Министерством образования и доступны для скачивания на cpd.by в разделе ”Методологические документы“. или ниже по тексту.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
РЕСПУБЛИКИ бЕЛАРУСЬ
16.07.2024 № 5-5/395 | Заинтересованные государственные органы, иные организации и граждане |
РАЗЪЯСНЕНИЯ
о применении законодательства о персональных данных в деятельности учреждений среднего специального и высшего образования
Настоящие Разъяснения подготовлены с учетом поступающих в Национальный центр защиты персональных данных (далее – Центр) обращений о проблемных вопросах применения учреждениями среднего специального (далее – УССО) и высшего образования (далее – УВО) законодательства о персональных данных.
Ответы на ряд из них содержатся в информации о применении Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ в сфере образования, направленной Центром письмами от 24 августа 2022 г. № 05/196, от 17 марта 2023 г. № 5-13/93 и размещенной на официальном сайте Центра в разделе ”Методологические документы“.
В дополнение по результатам обобщения вопросов, поступающих в Центр от УССО и УВО, разъясняем следующее.
1. Обработка персональных данных в рамках вступительной кампании.
Основными правовыми основаниями обработки персональных данных при организации и проведении вступительной кампании в УССО и УВО являются:
выполнение обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (абзац двадцатый статьи 6 или абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ (далее – Закон);
договорные отношения с субъектом персональных данных (абзац пятнадцатый статьи 6 Закона).
В целом, как показывает анализ положений законодательства в сфере образования, порядок обработки и необходимый для этого объем персональных данных субъектов, требуемых для реализации УССО и УВО возложенных на них задач и функций, нормативно определен Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), а также принятыми в его развитие иными нормативными правовыми актами.
Так, главой 2 Правил приема лиц для получения общего высшего образования, специального высшего образования, а также главой 2 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23 (далее – Правила приема в УВО и Правила приема в УССО соответственно), определен перечень документов, предоставляемых в приемные комиссии.
Учитывая изложенное, получение согласия абитуриента (его законного представителя) на обработку его персональных данных для поступления в УССО и УВО является избыточной обработкой персональных данных и не соответствует требованиям Закона. При этом объем обрабатываемых персональных данных не должен выходить за рамки, предусмотренные законодательными актами и договором.
По вопросу об обработке данных в рамках договорных отношений отмечаем, что в статье 59 Кодекса об образовании перечислены виды договоров в сфере образования, в том числе и договоры о подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета, о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием, о подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием на платной основе.
При получении персональных данных оператором на основании договора, заключенного (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором, согласие субъекта персональных данных не требуется (абзац пятнадцатый статьи 6 Закона).
Справочно.
Пунктом 4 статьи 59 Кодекса об образовании установлено, что договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.
Абзацем четырнадцатым части первой пункта 13 Правил приема в УВО для абитуриентов в возрасте до 18 лет, поступающих в УВО, осуществляющие подготовку кадров для воинских формирований и военизированных организаций, предусмотрено предоставление письменного согласия одного из законных представителей.
Также абзацем десятым пункта 12 Правил приема в УССО, для абитуриентов в возрасте до 18 лет, поступающих в УССО, осуществляющие подготовку кадров для воинских формирований и военизированных организаций, предусмотрено предоставление в приемную комиссию письменного согласия одного из законных представителей.
Указанные согласия имеют иную правовую природу и не являются согласием по смыслу статьи 5 Закона. В этой связи требования к согласию, предусмотренные статьей 5 Закона, на такие согласия не распространяются.
Правовым основанием обработки персональных данных, содержащихся в документах, представляемых в приемную комиссию согласно требованиям, установленным Правилами приема в УВО и Правилами приема в УССО, выступает абзац двадцатый статьи 6, а при обработке специальных персональных данных – абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона.
Обозначенный подход распространяется и на письменное согласие абитуриента на использование информации из базы данных абитуриентов в случае его участия в процедуре автоматизированного зачисления в УВО, предусмотренное абзацем двадцать третьим части первой пункта 13 Правил приема в УВО.
База данных абитуриентов – сведения об абитуриентах, зарегистрированных для участия в централизованном тестировании, систематизированные по определенным правилам составления, хранения и использования, предназначенные для организации, подготовки, проведения централизованного тестирования, анализа его результатов и организации конкурсного отбора абитуриентов на получение высшего образования (абзац четвертый пункта 2 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2006 г. № 716).
Как обработку персональных данных на основании абзаца пятнадцатого статьи 6 Закона следует рассматривать также ситуации, когда УССО или УВО собирают сведения об абитуриентах (включая сведения об их законных представителях), принимающих участие в мероприятиях, проводимых этими учреждениями образования в рамках профориентационной работы (проведение дней открытых дверей, ярмарок целевой подготовки и др.), и изъявивших желание получить образование в этих учреждениях образования (преддоговорные отношения).
Следует учитывать, что истребование для целей заключения договора с субъектом персональных данных ксерокопий отдельных страниц паспорта, иных документов, подаваемых в приемную комиссию в оригинале, не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных Правилами приема в УВО и Правилами приема в УССО.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил приема в УВО в случае подачи документов абитуриентом документ, удостоверяющий личность, предъявляется им лично.
Заявление, форма которого утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 марта 2006 г. № 23, предусматривает указание в том числе данных документа, удостоверяющего личность. Соответственно, абитуриент самостоятельно указывает необходимые паспортные данные в заявлении.
При подаче документов от имени абитуриента его законным представителем, либо от имени абитуриента его представителем, действующим на основании доверенности, предъявляется копия документа, удостоверяющего личность абитуриента (абзац третий пункта 14 Правил приема в УВО).
Правовые основания для приобщения копии паспорта к пакету документов абитуриента и последующего ее хранения в этом случае законодательством не установлены.
Поэтому после сверки информации, указанной в заявлении, с данными документа, удостоверяющего личность (в том числе содержащаяся в копии такого документа, предъявляемой законным представителем либо представителем абитуриента), этот документ (его копия) возвращаются приемной комиссией предъявившему ее (его) лицу.
Что касается ксерокопий документов об образовании и приложений к ним, то их можно истребовать и приобщать в пакет документов абитуриента приемной комиссией только в случаях, предусмотренных законодательством.
Пример.
В соответствии с абзацем пятым части второй пункта 11 Правил приема в УВО в приемную комиссию подается копия аттестата об общем среднем образовании и копии диплома о профессионально-техническом образовании и приложения к нему или копии диплома о среднем специальном образовании и приложения к нему, заверенные руководителем учреждения высшего образования, в котором обучается абитуриент, – для лиц, обучающихся в учреждении высшего образования и поступающих для получения второго и последующего высшего образования.
В отношении ксерокопий сертификатов централизованного экзамена, сертификатов централизованного тестирования отмечаем, что Правилами приема в УВО четко определено предоставление оригиналов указанных документов (абзацы шестой и седьмой части второй пункта 11 Правил).
Следовательно, истребование таких ксерокопий не соответствует законодательству.
Отдельные УВО и УСО предлагают абитуриентам зарегистрировать на своем сайте личный (электронный, цифровой) кабинет.
Создание личного кабинета не предусмотрено законодательством об образовании, однако нередко используется в качестве инструмента для автоматизации некоторых процессов в сфере образования. Поэтому для обработки персональных данных при создании личного кабинета необходимо самостоятельное правовое основание, которым может выступать согласие субъекта персональных данных или договорные отношения с субъектом персональных данных (абзац пятнадцатый статьи 6 Закона) при принятии условий пользовательского соглашения, размещенного на сайте, например, посредством регистрации учетной записи на интернет-ресурсе.
В случае, если правовым основанием выступает согласие, оно должно соответствовать требованиям статьи 5 Закона. Согласие должно быть свободным, однозначным, информированным. Оно соответствует законодательству только при соблюдении этих критериев в совокупности.
Справочно.
При оценке вопроса о том, является ли согласие свободным, необходимо исходить из того, обладает ли субъект персональных данных реальным выбором давать свое согласие либо его согласие является вынужденным, например, в силу связанности согласия с достижением иной, желаемой для него цели.
Пример.
Отдельными УВО предусматривается возможность создания (регистрации) на официальном сайте личного кабинета абитуриентами для целей ”упрощения оформления документов и предварительной регистрации абитуриентов“.
Абитуриенты, зарегистрировав личный кабинет, получают возможность заполнить и распечатать заявление и анкету самостоятельно, ускорить подачу документов в приемную комиссию, узнать о расписании экзаменов и др. Создание личного кабинета самим абитуриентом в представленном случае не является вынужденным и не исключает необходимость непосредственного обращения в приемную комиссию УВО для подачи документов, а отказ от его регистрации не влечет неблагоприятных последствий для самого абитуриента.
Получение согласия в случаях, когда обработка персональных данных должна осуществляться на других основаниях, предусмотренных статьями 6 и 8 Закона, является избыточной обработкой персональных данных и, как следствие, нарушает законодательство о персональных данных и влечет административную и иную ответственность согласно статье 19 Закона и иным законодательным актам.
2. Размещение списков обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования.
Пунктом 3 статьи 55 Кодекса об образовании установлено требование для учреждений образования размещать списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования, в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте.
В этой связи правовым основанием размещения в общедоступных списках персональных данных (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования, является абзац двадцатый статьи 6 Закона, и согласие на обработку персональных данных не требуется.
Анализ содержания обращений, поступающих в Центр от УССО и УВО, свидетельствует о получившей распространение практике направления учреждениями общего среднего образования по завершении приемной кампании запросов о выпускниках этих учреждений образования, зачисленных в конкретное УССО или УВО.
Как правило, при направлении таких запросов учреждения общего среднего образования в качестве правового основания обработки персональных данных указывают Инструкцию о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 285 (далее – Инструкция о порядке учета детей).
Проведенный анализ положений Инструкции о порядке учета детей не позволил выявить норм, свидетельствующих о наличии у учреждений общего среднего образования полномочий запрашивать у УССО и (или) УВО сведения о лицах, зачисленных или обучающихся в этих учреждениях образования.
Соответственно, она не содержит информации о правовых основаниях обработки персональных данных для запроса и соответственно предоставления соответствующих сведений.
Правила информирования учреждениями образования о лицах, принятых (зачисленных) для получения образования определены пунктом 3 статьи 55 Кодекса об образовании.
3. Видеонаблюдение.
Осуществление видеонаблюдения (видеосъемки), как правило, сопряжено с обработкой персональных данных лиц, попадающих в объективы камер видеонаблюдения.
Пунктом 2 статьи 4 Закона установлены требования соразмерности и справедливости при обработке персональных данных. Так, в частности, определено, что обработка персональных данных должна быть соразмерна заявленным целям их обработки и обеспечивать на всех ее этапах справедливое соотношение интересов всех заинтересованных лиц.
Соразмерность в контексте этой нормы следует рассматривать как разумное и достаточное соотношение цели обработки персональных данных и используемых средств для ее достижения, которое должно оцениваться на всех этапах обработки персональных данных, в том числе при принятии решения о ее осуществлении.
Так, при выборе способа обработки персональных данных оператору, которым по Закону при осуществлении образовательной деятельности выступает каждое без исключения УССО и УВО, необходимо рассматривать вопрос о том, возможно ли достижение заявленной цели иными способами, не предполагающими обработку персональных данных или предусматривающими меньшее вмешательство в частную жизнь граждан (педагогических работников, обучающихся) и меньшие масштабы обработки их персональных данных.
Кроме того, исходя из требований Закона, для любой обработки персональных данных субъектов необходимо надлежащее правовое основание, предусмотренное Законом или иными законодательными актами.
В этой связи отмечаем, что необходимость осуществления видеонаблюдения в УССО и УВО в отдельных случаях напрямую предусмотрена законодательством.
Так, на территории учреждения образования устанавливаются видеокамеры для целей обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Камеры видеонаблюдения для указанных целей в учреждениях образования, в том числе в УССО и УВО, размещаются в местах, позволяющих осуществлять видеосъемку (видеонаблюдение) территории, прилегающей к зданию, территории перед входами (выходами) и непосредственно входов (выходов) в здание, а также территории вестибюля (фойе).
Порядок осуществления видеонаблюдения для указанных целей установлен Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 527 ”О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка“, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2012 г. № 1135 ”Об утверждении Положения о применении систем безопасности и систем видеонаблюдения“, от 30 декабря 2013 г. № 1164 ”О критериях отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности“, а также постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 234 ”О регламенте функционирования республиканской системы мониторинга общественной безопасности“.
Видеокамеры могут также устанавливаться для целей организации охранной деятельности и пропускной системы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З ”Об охранной деятельности в Республике Беларусь“ и иными актами законодательства в сфере охранной деятельности.
Изучение практики организации видеонаблюдения показывает, что в отдельных учреждениях образования видеонаблюдение осуществляется, в том числе для целей организации руководством личного приема граждан.
Так, пунктом 6 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ предусмотрено, что при проведении личного приема по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.
Во всех упомянутых случаях согласие на обработку персональных данных посредством осуществления видеосъемки (видеонаблюдения) не требуется на основании абзаца двадцатого статьи 6 Закона.
Для обеспечения реализации принципа прозрачности процесса обработки персональных данных оператор обязан проинформировать граждан об осуществлении видеонаблюдения в конкретных местах путем размещения специальных информационных табличек в зонах охвата видеокамер.
Для установки камер видеонаблюдения в учреждении образования, в том числе в учебных аудиториях, для других целей также необходимо правовое основание.
В отсутствие нормативного регулирования, предусмотренного законодательными актами, им может выступать согласие субъектов персональных данных, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Закона.
При этом такое согласие должно быть получено у всех обучающихся (их законных представителей), находящихся в контролируемом пространстве.
Справочно.
На основании пункта 9 статьи 5 Закона до достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста, за исключением вступления в брак до этого возраста, согласие на обработку персональных данных дает один из его законных представителей.
В свою очередь, отзыв субъектом персональных данных своего согласия в порядке статьи 10 Закона ведет к невозможности дальнейшей видеосъемки (видеонаблюдения) ввиду отсутствия для нее законных оснований.
Справочно.
В соответствии со статьей 10 Закона субъект персональных данных имеет право на отзыв своего согласия в любое время.
Согласно Закону граждане вправе требовать от оператора, которым в данном случае выступает учреждение образования, удаления своих персональных данных (статьи 10 и 13), а операторы обязаны удалять персональные данные при отсутствии правовых оснований для их обработки (абзац седьмой пункта 1 статьи 16).
Субъект персональных данных может потребовать прекращения обработки только тех персональных данных, в отношении которых у оператора отсутствуют правовые основания для обработки (статья 13 Закона).
Для реализации указанных прав субъект персональных данных подает заявление оператору в порядке, установленном статьей 14 Закона. Такое заявление подается оператору в письменной форме либо в виде электронного документа и должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия оператору или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
личную подпись либо электронную цифровую подпись субъекта персональных данных.
Кроме того, при решении вопроса об установке систем видеонаблюдения учреждениям образования следует оценивать соответствующую обработку персональных данных не только на предмет наличия для нее правовых оснований, но и в отношении избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к целям, для которых эти системы устанавливаются.
Справочно.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными.
Общие подходы в отношении видеонаблюдения изложены в пункте 7 Рекомендаций Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью и доступны по ссылке https://cpd.by/pravovaya-osnova/metodologicheskiye-dokumenty-rekomendatsii/.
4. Обработка персональных данных при осуществлении пропускного режима.
Практика рассмотрения обращений и жалоб граждан, поступающих в Центр, свидетельствует о наличии случаев, когда определенный учреждениями образования пропускной режим не в полной мере соответствует требованиям законодательства о персональных данных.
На основании абзаца седьмого статьи 83 Кодекса об образовании Министерством образования Республики Беларусь принято постановление от 3 августа 2022 г. № 227 (далее – постановление № 227), которым урегулированы вопросы, касающиеся безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса.
Так, при осуществлении пропускного режима в учреждениях образования осуществляется обработка персональных данных посетителей.
В частности, Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дошкольного и общего среднего образования, утвержденными постановлением № 227, определено, что допуск представителей обслуживающих организаций, иных лиц осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных сторожем (работников охраны) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.
Справочно.
Обработка персональных данных, включая сбор и хранение,
в рассматриваемых ситуациях осуществляется без согласия субъекта персональных данных (посетителей учреждений образования) на основании абзаца двадцатого статьи 6 Закона в целях реализации обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
В целях формирования единообразных подходов к обработке персональных данных вопрос об исключении избыточной обработки персональных данных при оказании охранных услуг (обеспечении пропускного режима) его подразделениями, а также минимизации сведений, вносимых в журнал учета посетителей, проработан Центром с Департаментом охраны Министерства внутренних дел. В связи с этим отмечаем, что фиксация в журнале регистрации посетителей серии и номера документа, удостоверяющего личность, имеет признаки избыточной обработки персональных данных.
Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, утвержденными постановлением № 227, ведение журнала регистрации посетителей прямо не предусмотрено. Вместе с тем на основании пункта 9 указанных Правил пропускной режим в учреждении образования устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения образования, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и иных нормативных правовых актов.
Представляется, что при разработке такой инструкции следует исходить из изложенного и учитывать, что работник охраны (сторож, вахтер), задействованный при организации пропускного режима в УССО, УВО, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий его личность, для его идентификации и указания в журнале регистрации посетителей фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется). Однако фиксация в таком журнале серии и номера документа, удостоверяющего личность, является нарушением требований статьи 4 Закона, в частности, о недопущении избыточной обработки персональных данных субъектов.
5. Обработка персональных данных в рамках академической мобильности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Кодекса об образовании академическая мобильность достигается посредством реализации международных программ, международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между учреждением образования Республики Беларусь, иной организацией системы образования Республики Беларусь и иностранной организацией, международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства.
Министерство образования абзацем седьмым статьи 101 Кодекса об образовании наделено полномочиями по организации международного сотрудничества.
Кроме того согласно подпункту 4.8-2 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049, Министерство образования в соответствии с возложенными на него задачами в том числе устанавливает порядок отбора кандидатов, направляемых для получения образования в иностранных организациях в рамках международных договоров Республики Беларусь, по которым Министерство образования определено государственным органом, ответственным за выполнение принятых Республикой Беларусь обязательств.
Учитывая изложенное, в случаях, когда соответствующим международным договором Министерство образования определено в качестве такого органа, правовым основанием обработки персональных данных при представлении учреждением образования в Министерство образования запрашиваемых сведений о кандидатах для участия в конкурсном отборе по направлению на обучение в рамках международных договоров Республики Беларусь в сфере образования выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона.
Пример.
Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сфере образования[1] (далее – Соглашение) предусмотрено, что стороны обмениваются необходимыми документами кандидатов на получение образования не позднее 15 апреля каждого года, а информацией о результатах их рассмотрения – не позднее 15 августа этого же года (пункт 4 статьи 5). При этом уполномоченным органом от Белорусской Стороны определено Министерство образования Республики Беларусь (пункт 1 статьи 2).
При этом вопрос о наличии правового основания подлежит рассмотрению исходя из положений конкретного международного договора о сотрудничестве в сфере образования.
Согласно абзацу шестнадцатому статьи 1 Закона уполномоченным лицом признается государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, которые в соответствии с актом законодательства, решением государственного органа, являющегося оператором, либо на основании договора с оператором осуществляют обработку персональных данных от имени оператора и в его интересах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона в случае, если оператор поручает обработку персональных данных уполномоченному лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. В свою очередь, уполномоченное лицо несет ответственность перед оператором. Уполномоченное лицо действует на том же правовом основании, что и оператор.
Абзац двадцатый статьи 6 Закона может рассматриваться в качестве правового основания представления учреждением образования запрашиваемых документов для международного обмена в учебный центр международного сотрудничества в сфере образования государственного учреждения образования ”Республиканский институт высшей школы“ (далее – РИВШ) в случае, если этому учреждению была поручена такая обработка Министерством образования.
При этом, в случае осуществления трансграничной передачи персональных данных на территорию государства, которым не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, для такой трансграничной передачи требуется наличие одного из правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона.
Например, трансграничная передача персональных данных обучающихся в рамках соглашения о сотрудничестве и академической мобильности между учреждением образования Республики Беларусь и учреждением образования такого иностранного государства при наличии международного договора о сотрудничестве в сфере образования, наделяющего учреждения образования сторон договора правом определять конкретные формы сотрудничества, осуществляется на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 9 Закона, а при отсутствии названного договора – с согласия субъекта персональных данных на основании абзаца второго пункта 1 статьи 9 Закона.
Правовым основанием трансграничной передачи персональных данных преподавателей и других работников учреждения образования для целей академической мобильности в случае, если участие этих лиц в мероприятии обусловлено выполнением поручения нанимателя в рамках трудовых функций работников, в том числе при направлении их в командировку, выступает абзац восьмой пункта 1 статьи 9 Закона.
Справочно.
На основании пункта 11 приказа директора Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 14 ”О трансграничной передаче персональных данных“ трансграничная передача персональных данных на территорию иностранного государства, которым не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, разрешена, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами, например, Трудовым кодексом Республики Беларусь.
6. Учет и выдача документов об образовании, документов об обучении и их дубликатов.
Инструкцией о порядке заполнения документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 (далее – Инструкция о документах об образовании), принятой в развитие части первой пункта 19 статьи 90, пункта 14 статьи 91 и пункта 3 статьи 95 Кодекса об образовании, определен порядок оформления книг учета и выдачи документов об образовании.
В этой связи правовым основанием обработки персональных данных субъектов при организации учета и выдачи документов об образовании, документов об обучении и их дубликатов выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона.
В частности, пунктом 101 Инструкции о документах об образовании предусматривается, что в книге учета и выдачи документов об образовании указываются в том числе фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), идентификационный номер обучающегося, а в случае получения документа об образования по доверенности также вносятся иные данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего.
При этом сбор и последующее хранение копии документа, удостоверяющего личность, для целей заполнения книги учета и выдачи документов об образовании влечет избыточную обработку персональных данных субъектов.
Учитывая предусмотренный Инструкцией о документах об образовании механизм, а также принимая во внимание общие требования к обработке персональных данных, закрепленные статьей 4 Закона, информация, содержащаяся в документе, удостоверяющем личность обучающегося, собирается учреждением образования при предъявлении этого документа лично самим субъектом персональных данных либо на основании сведений, представленных в доверенности (в случае получения документа об образовании по доверенности).
7. Предоставление информации по запросам третьих лиц.
Предоставление персональных данных по запросам третьих лиц является частным случаем обработки персональных данных и может осуществляться оператором только при наличии правовых оснований.
7.1. Запросы от заказчиков кадров, нанимателей о подтверждении подлинности документа об образовании.
В последнее время в республике получила распространение практика направления в УССО и УВО заказчиками кадров, нанимателями запросов о подтверждении подлинности документа об образовании лиц, поступающих на работу (службу).
Согласно подпункту 2.6 пункта 2 статьи 19 Кодекса об образовании учреждения образования в соответствии с актами законодательства имеют право осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования.
Заинтересованное лицо (наниматель, учреждение образования, которым предъявлен документ об образовании) при наличии сомнений в подлинности предъявленного им документа должно осуществить соответствующую проверку путем направления запросов в Министерство образования.
Процедура направления таких запросов определена Инструкцией о порядке формирования, ведения и использования централизованного банка данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 11 (далее – Инструкция о банке данных о документах об образовании).
Формирование банка данных осуществляется в целях создания единой системы сведений о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, и создания условий для ее использования в случаях возникновения у нанимателя (руководителя учреждения образования) сомнений в подлинности документов об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь.
Так, на основании пункта 13 Инструкции о банке данных о документах об образовании наниматель (руководитель учреждения образования) в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании направляет письменный запрос в Министерство образования с указанием причин возникновения сомнений с обязательным приложением ксерокопии документа об образовании.
Справочно.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о банке данных о документах об образовании формирование и ведение централизованного банка данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, отнесено к компетенции учреждения ”Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь“.
С учетом положений указанной Инструкции у учреждений образования, выдавших документ об образовании, полномочий по подтверждению подлинности документов об образовании самостоятельно не имеется.
Кроме того, как следует из поступающих в Центр обращений, в УВО от РИВШ поступают запросы о подтверждении факта обучения и уточнении формы получения образования при проведении этим учреждением экспертизы документа об образовании, выданного лицу в иностранном государстве.
Порядок проведения указанной экспертизы определен Положением о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления периодов обучения в иностранных организациях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 518.
Справочно.
Указанное постановление принято в развитие пункта 7 статьи 16, части шестой пункта 10 статьи 18, части третьей пункта 2 статьи 43, части первой пункта 3 статьи 50, пункта 3 статьи 94, пункта 3 статьи 114 и статьи 205 Кодекса об образовании.
Министерством образования отмечено наличие у РИВШ права направлять запросы в соответствующие учреждения образования в целях признания фактов выдачи белорусских документов об образовании, а также о наличии полномочий у учреждений образования удовлетворять все обоснованные запросы о предоставлении информации в целях оценки квалификаций, полученных в указанных учреждениях образования.
Справочно.
Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5 ”О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе“.
На основании изложенного правовым основанием подтверждения учреждением образования факта выдачи документов об образовании, предоставления им информации о периодах обучения и форме получения образования в рамках поступающих запросов от РИВШ выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона.
7.2. Запросы на предоставление характеристик на обучающихся, выпускников.
Согласно части третьей статьи 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы.
Указанное право предусмотрено также частью первой пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 ”Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций“ (в редакции Декрета Президента Республики от 12 октября 2021 г. № 6) (далее – Декрет). В частности, предусматривается, что наниматели могут запрашивать характеристику работника с предыдущих мест работы, а предыдущие наниматели обязаны предоставить характеристику в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Кроме того, частью второй пункта 11 Декрета предусмотрены случаи, когда запрос характеристик (характеристики) является обязанностью нанимателя. В частности, при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, (далее – государственная организация) наниматель должен запросить характеристику с предыдущего места его работы и характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
В представленных ситуациях правовым основанием обработки персональных данных (при запросе и выдаче характеристики) выступает абзац двадцатый статьи 6 и абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона о персональных данных.
Вместе с тем, УССО и УВО при запросе у них характеристик на обучающихся, выпускников другими операторами необходимо обращать внимание на наличие соответствующих правовых оснований для обработки персональных данных субъектов.
В частности, Министерство труда и социальной защиты в своих Разъяснениях по применению Декрета Президента Республики от 12 октября 2021 г. № 6 ”Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь“ обращает внимание, что в случае, если у работника не было ранее работы по трудовому договору (был учащимся, студентом, индивидуальным предпринимателем, проходил военную службу и др.), характеристики не запрашиваются.
Также частью четвертой статьи 26 ТК установлен запрет на истребование при заключении трудового договора документов, не предусмотренных законодательством.
Учитывая изложенное, положения Декрета не могут выступать правовым основанием для применения абзаца двадцатого статьи 6 и абзаца семнадцатого пункта 2 статьи 8 Закона при предоставлении характеристик УССО, УВО на обучающихся этих учреждений образования и их выпускников другим операторам по поступающим от них запросам.
Рассмотренную ситуацию следует отграничивать от иных случаев, когда, например, предоставление и сбор характеристик напрямую предусмотрены законодательством.
Таким образом, УССО и УВО, равно как и другим учреждениям образования, следует оценивать поступающие в их адрес запросы на предмет наличия оснований для представления запрашиваемых данных с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. Само по себе поступление запроса на предоставление персональных данных от другого оператора не освобождает учреждение образования от обязанностей по соблюдению требований, установленных статьей 4 Закона, в том числе по исключению избыточной обработки персональных данных, разновидностью которой является их предоставление.
Вместе с тем выдача характеристики непосредственно субъекту персональных данных по его ходатайству (заявлению) возможна как в случаях, прямо предусмотренных законодательством, так и в иных случаях.
Примеры.
1. На основании абзаца десятого части второй пункта 11 Правил приема в УВО в приемную комиссию УВО наряду с иными документами подается характеристика, выданная учреждением общего среднего образования либо учреждением, реализующим образовательные программы профессионально-технического или среднего специального образования, по форме и в порядке, устанавливаемым Министерством образования, – для лиц, получивших общее среднее, профессионально-техническое образование или среднее специальное образование в год приема в УВО. При этом указанная характеристика выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса от гражданина.
Правовым основанием обработки персональных данных УССО (как и для иных учреждений образования, указанных в абзаце десятом части второй пункта 11 Правил приема в УВО) при подготовке и выдаче гражданину характеристики выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона и абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона.
2. Подпунктом 7.1 пункта 7 Инструкции о порядке отбора граждан для поступления на военную службу по контракту и их приема на военную службу по контракту в органы пограничной службы, утвержденную постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 3 апреля 2013 г. № 8, предусматривается, что в целях изучения кандидатов, а также выявления обстоятельств, препятствующих их поступлению на военную службу, кандидат подает соответствующий рапорт (заявление) командиру воинской части, к которому прилагается в том числе характеристика с последнего места работы (службы, учебы).
Учитывая изложенное, правовым основанием обработки персональных данных, при подготовке и выдаче УССО или УВО характеристик, представляемых обучающимися (выпускниками) по месту требования, выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона и абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона.
8. Размещение сведений о педагогических работниках на официальном интернет-сайте УССО и УВО.
Размещение сведений о педагогических работниках учреждения образования является важным атрибутом открытости учреждений образования. Проведенный Центром мониторинг интернет-сайтов УССО и УВО показывает, что создание персональных страниц профессорско-преподавательского состава учреждений образования получило широкое распространение и рассматривается в настоящее время в том числе как неотъемлемая составляющая инфраструктуры открытой науки, инструментом для обеспечения представленности белорусских ученых и преподавателей в интернет-пространстве.
Персональная страница содержит ряд сведений, относящихся к персональным данным. Это фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), должность, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, информация о выполняемой учебной и общественной нагрузке, повышении квалификации, сведения о проводимых исследованиях (список публикаций), фотоизображение, контактные данные (адрес электронной почты, номер рабочего телефона) и др.
Национальное законодательство в сфере образования напрямую не предусматривает полномочий (обязанностей) учреждений образования по размещению указанных сведений о работниках, в том числе о профессорско-преподавательском составе, на интернет-сайте учреждения образования.
Справочно.
Например, пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации“ установлено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети ”Интернет“.
При этом на основании подпункта з) пункта 2 указанной статьи в открытом доступе размещаются сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
Вопрос о правовых основаниях размещения персональных данных педагогических работников на интернет-сайтах учреждений образования в настоящее время прорабатывается во взаимодействии с Министерством образования в рамках работы над проектом Закона Республики Беларусь ”Об изменении законов“, которым в том числе предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс об образовании.
До закрепления в Кодексе об образовании (других нормативных правовых актах, в том числе принятых в развитие положений Кодекса об образовании) соответствующих полномочий учреждений образования необходимо исходить из следующего.
В соответствии с абзацем седьмым подпункта 7.1 пункта 7 Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645, принятым в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ (далее – постановление № 645), на главной странице интернет-сайта непосредственно либо в виде отдельных рубрик размещаются в том числе сведения о руководителе государственного органа и организации и его заместителях (должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), номер служебного телефона, фотографическое изображение, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них).
Что касается иных работников (а также работников иных учреждений образования), то размещение информации о них на интернет-сайте организации может быть обусловлено необходимостью рационально использовать труд работников (пункт 1 части первой статьи 55 ТК).
Согласно абзацу восьмому статьи 6 и абзацу третьему пункта 2
статьи 8 Закона согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, в том числе специальных персональных данных,
не требуется в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.
В случае, если трудовая функция работника предусматривает необходимость его внешнего взаимодействия с указанием его персональных данных, то размещение таких сведений о работнике нанимателем на интернет-сайте осуществляется без согласия работника на основании абзаца восьмого статьи 6 Закона.
В частности, соответствует указанному подходу размещение на сайте в сети Интернет, сведений (например, фамилии, собственного имени, отчества (при наличии), должности, информации о наличии квалификационной категории, ученой степени, ученого звания, номера служебного телефона) о руководителях УВО и УССО, на которых не распространяются положения постановления № 645, профессорско-преподавательском составе, иных работниках учреждений образования, трудовая функция которых предусматривает контактирование с обучающимися, профессорско-преподавательским составом, представителями научного сообщества.
Размещение иной информации о работниках учреждений образования (фотоизображение, сведения о периодах обучения, полученном образовании, повышении квалификации, стажировках, профессиональных достижениях и т.п.) осуществляется на основании их согласия, которое должно соответствовать требованиям статьи 5 Закона.
Директор Центра А.А.Гаев
СОГЛАСОВАНО
Министерство образования
Республики Беларусь
[1] Соглашение заключено в г. Ханое 16 июня 2023 г. и ратифицировано Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2023 г. № 315-З.
Информационно-правовая
система - Нормативка.by
- Вся правовая информация
- 260+ путеводителей
- Рубрика “Вопрос-ответ”
- Удобный поиск документов
- Информация о контрагенте
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
Минтруда и соцзащиты: что должен содержать расчетный лист работника
Стали известны результаты второго из двух основных дней проведения централизованного тестирования от 5 июня 2025 года