Для бизнеса в Беларуси подготовили серьезные нововведения. В ближайшее время готовятся корректировки в ряд нормативных документов, которые касаются расширения групп товаров, подлежащих маркировке, а также включаемых в систему прослеживаемости. По всей видимости, изменения в законодательстве обяжут компании уже с декабря 2024 года включать товары в систему прослеживаемости товаров (СПТ), а с февраля 2025 года – в обязательном порядке маркировать тысячи продуктов. Рассказываем о том, что это значит для бизнеса.
Первые изменения должны вступить в силу уже с декабря 2024 года. Они затронут Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 года № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 года № 496», которое регламентирует внесение информации в систему прослеживаемости товаров. Через механизм оформления электронных накладных осуществляется контроль за движением товаров, а с помощью специальных кодов определяется месторасположение.
В случае если оборот товаров будет осуществляться без соответствующей маркировки, компаниям грозит штраф в размере стоимости этих товаров. А применение неверной накладной влечет за собой штраф в размере до 50% от указанной суммы.
Еще одно нововведение, как ожидается, начнет действовать с февраля 2025 года. Множеству товаров потребуется обязательная корректная маркировка.
Изменения коснутся, в частности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года № 1030. В нем есть 2 приложения. В первом собраны товары, которые подлежат маркировке универсальными контрольными знаками, а во втором – товары, которые подлежат маркировке средствами идентификации.
Сама по себе маркировка товаров – явление не новое. Для некоторых продуктов такая практика существует уже много лет. Однако перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, существенно расширится.
Некоторые товары, которые сегодня маркируются универсальными контрольными знаками, будут перенесены в перечень товаров, которые подлежат маркировке средствами идентификации.
В чем разница?
У предприятия есть выбор, какое средство идентификации на товар наносить. Вариантов несколько: голограммный носитель, знак защиты или просто код маркировки. Последний – незащищенный носитель. Но предприятия часто наносят на товары именно его, т. к. голограммный носитель стоит около 2 руб. и удорожает товар. Для товаров с незащищенными носителями обязательно применение электронных накладных.
Контроль за ценами
В последние годы в Беларуси уделяется значительное внимание системе ценообразования. В Беларуси создается АИС «Анализ цен», которая призвана контролировать цены на регулируемые группы товаров. Система будет контролировать формирование цен на каждом этапе в цепочке товародвижения, знать наценки на каждой стадии и выявлять нарушения (то есть факты завышения цен). Осуществляться контроль будет посредством оформления электронных накладных, в которых предприятия обязаны указывать информацию о ценах и применяемых наценках.
Усиление контроля
Нововведения призваны усилить контроль за движением товаров между субъектами. Уже сейчас есть некоторые категории товаров, за которыми усиленно следят: шины, холодильники и морозильники, велосипеды и велосипедные рамы. А с 1 декабря 2024 года значительно расширят перечень товаров, которые должны включаться в систему прослеживаемости, на них должны будут оформляться только электронные накладные. Так бизнес будет предоставлять информацию о движении и текущем местонахождении этих товаров.
Унификация норм с ЕАЭС
В данный момент при экспорте, например, в Российскую Федерацию приходится дважды проводить маркировку товаров: сначала в Беларуси контрольными знаками, а потом средствами идентификации для рынка РФ. Получается двойная работа, которая, по сути, не имеет смысла.
Так как белорусские коды маркировки признаются в России, а российские – в Беларуси, чтобы не было задвоенности, ряд товаров, которые должны маркироваться в Беларуси контрольными знаками, будут исключены из 1-го приложения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года № 1030 и перенесены во 2-е приложение. То есть вместо контрольных знаков на них необходимо будет наносить маркировку средствами идентификации. Это облегчит трансграничную торговлю.
Переход бизнеса на ЭДО
В частности, в Указе № 243 говорится, что оборот товаров, которые маркируются незащищенными средствами маркировки (средствами идентификации), должен осуществляться исключительно по электронным накладным. Товары, которые маркируются универсальными контрольными знаками, могут оформляться любыми накладными, в том числе и электронными. Перенос товаров из перечня для маркировки контрольными знаками в перечень для маркировки средствами идентификации повлечет применение к ним электронных накладных в обязательном порядке. Обязательное требование оформлять исключительно электронные накладные предусматривает и Указ от 29.12.2020 № 496 по товарам, которые следует включать в систему прослеживаемости.
С 1 декабря 2024 года планируется значительное расширение перечня товаров для обязательного внесения в СПТ. Если ранее было всего 3 группы таких товаров, то сейчас планируется, что их будет 39. Это, например, следующие группы товаров:
С 1 февраля 2025 года планируется из перечня товаров, на которые наносятся универсальные контрольные знаки, исключить несколько подгрупп:
Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2024 года и с 1 февраля 2025 года. И контролирующие органы предупреждают: отсрочек не будет. Поэтому предпринимателям дают время, чтобы подготовиться.
Что нужно будет сделать?
Провести инвентаризацию
Скорее всего, придется провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию информацию об остатках товаров на 1 декабря 2024 года. Данные будут включены в систему (СПТ). А в дальнейшем новые произведенные или импортированные товары будут также включаться в систему.
Перейти на ЭДО и электронные накладные
Под оборотом, по которому оформляются электронные накладные, понимается не только реализация, но и внутреннее перемещение товара. Компании должны оформить накладные в электронном виде. Это значит, что бизнесу надо готовиться и научиться работать с электронными накладными, если ранее работа велась только с бумажными.
Материально ответственным лицам в организации нужно оформить ЭЦП (цифровую подпись) и следить за ее актуальностью.
Необходимо будет определиться с провайдером, который предоставит программное обеспечение, с помощью которого можно оформлять электронные накладные. В Беларуси их несколько. Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси.
Получить коды для товаров
Необходимо будет получить GLN-коды (Global Location Number) для товаров. Оформить их можно в специальной организации GS1. Без этого кода электронную накладную оформить будет нельзя.
Также надо получить так называемые GTIN-коды. Их выдает государственное предприятие «Центр Систем Идентификации» (система паспортов товаров ePASS).
Заменить кассовое оборудование
С 1 июля 2025 года также планируется переход на новое кассовое оборудование. Продавцу нужно будет пробивать не только штрихкод, но и код маркировки. Сейчас кассовые аппараты в большинстве своем не имеют соответствующего функционала. Поэтому придется менять кассовое оборудование или хотя бы ПО для него.
Очень вероятен сценарий, когда всем заинтересованным одномоментно потребуется получить электронные цифровые подписи для ведения ЭДО. Если множество предприятий столкнутся с тем, что нужно будет создавать электронные накладные, это чревато очередями в соответствующие инстанции.
Если бизнес понимает, что изменения затронут его работу, то начинать подготовку всех шагов и этапов нужно уже сейчас. Иначе очереди и неразбериха могут существенно затормозить работу компании.