По статистике товарный знак – самый востребованный, регистрируемый и применимый в коммерции объект права промышленной собственности. В среднем товарные знаки занимают 50-60% от общего количества охраняемых объектов. Стоимость товарных знаков некоторых компаний оценивается в миллионы долларов и может во много раз превышать стоимость их материальных активов. Поговорим о том, почему этот объект так востребован и для чего он нужен, как охраняется, сколько необходимо времени и денег на его регистрацию.
Для чего производителю нужен товарный знак
Главная функция товарного знака – индивидуализация товаров и услуг конкретного производителя: чтобы они отличались от аналогов других компаний.
Ориентируясь на товарный знак, потребитель отожествляет понравившуюся продукцию с ее изготовителем, выделяет среди конкурентов и покупает. Сейчас большинство крупных производителей, компаний среднего бизнеса, частных предпринимателей, ремесленников и самозанятых стараются продавать свой товар под маркировкой. Товары «no name» вызывают у потребителей настороженность, недоверие и, как следствие, их реже покупают.
Хороший товарный знак – продуманный, запоминающийся, лаконичный и авторский. Он помогает продвигать продукт, выстроить эффективную маркетинговую и рекламную стратегию, создать фирменный стиль предприятия, разработать рекламно-сувенирную продукцию и тем самым повысить узнаваемость компании.
Вместе с тем повышение узнаваемости товарного знака накладывает на его владельца ответственность за качество товара и услуг под этим знаком – он будет стремиться обеспечивать и поддерживать это качество, чтобы сохранить свою репутацию, спрос и стабильный доход.
Зачем товарный знак регистрировать
Возможность распоряжаться товарным знаком
Товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, – охраняемый объект интеллектуальной собственности. Владелец такого знака имеет исключительное право использовать его и распоряжаться им.
Распоряжаться можно, например, путем заключения лицензионных договоров (в т.ч. договоров франчайзинга) – это позволяет масштабировать бизнес, иметь дополнительную прибыль не только за счет увеличения объемов и расширения географии продаж, но и за счет получения роялти.
Кроме того, товарный знак – это актив компании, и его можно использовать как обеспечение кредитного договора вместо недвижимости и прочего имущества.
Владелец товарного знака может заключить возмездный договор уступки товарного знака как полностью, так и в части предоставленного объема правовой охраны, например, при продаже или разделе бизнеса.
Возможность получить защиту, если права нарушат
Зарегистрированный товарный знак – эффективный инструмент противодействия распространению контрафакта. Нарушением исключительного права на товарный знак признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения его владельца в отношении однородных товаров и услуг.
В законодательстве Беларуси есть три вида ответственности за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности: гражданско-правовая, административная и уголовная.
Так, владелец товарного знака или лицо, которое использует его на основании исключительной лицензии, вправе обратиться в компетентные органы с иском или заявлением о нарушении исключительного права:
– в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси, чтобы привлечь нарушителя к гражданско-правовой ответственности;
– в ОВД, КГК Беларуси, таможенные органы, МАРТ, чтобы привлечь нарушителя к административной (ст. 10.15, 13.33 КоАП) или уголовной ответственности (ст. 201 УК).
Примечание
Правообладатель, чье право нарушили, может потребовать среди прочего (ст. 11, 990 ГК, ст. 29 Закона о товарных знаках):
– пресечь действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения;
– удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно примененных товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если удалить невозможно – изъять их из гражданского оборота и уничтожить;
– возместить ему убытки или выплатить компенсацию;
– изъять материальные объекты, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальные объекты, созданные в результате такого нарушения;
– опубликовать информацию о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право.
В целях предотвращения несанкционированного ввоза в страну продукции, маркированной товарным знаком, и борьбы с параллельным импортом правообладатель может обратиться в таможенные органы, чтобы те включили товарный знак в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Беларуси (гл. 52 Закона о таможенном регулировании).
В случае недобросовестной конкуренции, которая проявилась путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку конкурента, или сходного с ним до степени смешения, заинтересованное лицо может подать заявление в МАРТ.
Кроме того, недобросовестной конкуренцией могут признать действия по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак, который долгое время присутствовал на рынке, не имея правовой охраны, и использовался различными конкурентами, если такую регистрацию осуществил один из конкурентов, чтобы монополизировать рынок.
Правообладатели, заботясь о сохранении уникальности своего товарного знака, могут отслеживать информацию о регистрируемых товарных знаках. И если какие-то регистрации нарушают их исключительные права, они вправе подавать возражения в Апелляционный совет при НЦИС. В случае удовлетворения возражения такую регистрацию аннулируют, а дальнейшее использование такого товарного знака может иметь для нарушителя негативные организационные и финансовые последствия.
Указанные выше обстоятельства – конкурентные преимущества использования охраняемого товарного знака. Однако важно учитывать территориальность правовой охраны товарных знаков: если вы выходите на новые рынки, рекомендуем заранее получить правовую охрану в пределах конкретной территории.
Сроки и стоимость регистрации товарного знака
В разных странах действуют свои нормы права, поэтому процедура, сроки и стоимость регистрации отличаются.
Сроки регистрации
В Беларуси процесс получения правовой охраны товарного знака состоит из следующих этапов:
1) подача заявки в НЦИС, проведение предварительной экспертизы (2 месяца с даты поступления в патентный орган полного комплекта необходимых документов);
2) проведение экспертизы заявленного обозначения (не более 2 лет с даты принятия решения о принятии заявки к рассмотрению по результатам предварительной экспертизы);
3) регистрация товарного знака в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания Беларуси (далее ‒ Реестр) (1 месяц с даты получения документа об уплате установленной патентной пошлины за регистрацию);
4) выдача свидетельства на товарный знак (1 месяц с даты регистрации товарного знака в Реестре).
Сроки указанных процедур установлены в Законе о товарных знаках: в его действующей редакции они составляют максимум 28 месяцев при условии своевременной оплаты пошлин и отсутствия запросов в ходе экспертизы.
На практике с учетом количества поступающих заявок на товарные знаки сроки получения правовой охраны колеблются в пределах 11 месяцев.
Примечание
Сейчас идет пересмотр положений Закона о товарных знаках. Есть вероятность, что указанные сроки существенно уменьшат – до 14 месяцев и 15 рабочих дней.
Субъекты хозяйствования, которые хотят получить охрану товарного знака быстрее, вне очереди поступления заявок, могут заключить с НЦИС договор на оказание патентно-информационных услуг по проведению ускоренных экспертиз, ускоренной регистрации и выдаче свидетельства на товарный знак. В совокупности это составит минимум 15 рабочих дней с даты предоставления оплаты по договорам, без учета времени на их составление, согласование, а также пересылку документов.
Справочно
Подробнее о сроках и условиях оказания патентно-информационных услуг можно узнать на официальном сайте НЦИС.
Стоимость регистрации
За совершение действий, связанных с правовой охраной товарных знаков, в Беларуси нужно платить патентные пошлины.
Справочно
Размеры патентных пошлин можно посмотреть в п. 5 приложения 23 к НК Беларуси.
Конечная стоимость регистрации товарного знака зависит от:
– количества в заявке классов товаров и услуг Международной классификации товаров и услуг (далее ‒ МКТУ);
– отсутствия необходимости совершать дополнительные юридически значимые действия в процессе получения правовой охраны товарного знака (например, внесение изменений в материалы заявки или продление сроков ответа на запрос экспертизы).
Вот некоторые ставки патентной пошлины:
– за подачу и проведение предварительной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака для одного класса МКТУ – 10 базовых величин, за каждый дополнительный класс нужно доплатить еще 5 базовых величин;
– за проведение экспертизы заявленного обозначения – 28 базовых величин;
– за регистрацию товарного знака в Реестре и выдачу свидетельства на товарный знак – 19 базовых величин.
Таким образом, получение правовой охраны товарного знака для одного класса МКТУ обойдется правообладателю в 57 базовых величин (на 1 января 2025 г. это 2394 рублей), для трех классов ‒ 67 базовых величин (2814 рублей).
Обратите внимание!
Пошлины уплачиваются за правовую охрану, которая будет действовать 10 лет с даты подачи заявки на товарный знак. В дальнейшем правовую охрану товарного знака можно продлить на следующие 10 лет – при условии уплаты пошлины (60 базовых величин).