Достоинства и недостатки развития бизнеса по франшизе
По франшизе работают многие популярные предприятия розничной торговли, общественного питания и сферы услуг: рестораны, кафе, кофейни, магазины одежды, супермаркеты, автозаправки, салоны красоты, спортклубы и др.
Такие отношения в Беларуси регулируются с помощью договоров франчайзинга, сторонами которого выступают франчайзер (правообладатель) и франчайзи (пользователь).
Эта модель построения бизнеса имеет как плюсы, так и минусы для обеих сторон. Для правообладателя основными преимуществами будут следующие.
Расширение территории присутствия бренда.
В результате торговая сеть расширяется, влияние и конкурентоспособность компании на рынке крепнут, узнаваемость бренда растет в короткие сроки при минимальных затратах.
Дополнительный источник дохода в виде платежей новых партнеров.
При заключении договора франчайзинга правообладатель помимо паушального взноса за приобретение франшизы может установить выплату периодических платежей (роялти), к примеру, ежемесячно в виде процента от выручки.
Отсутствие необходимости заниматься развитием отдельных точек продаж.
За каждый объект ответственность несет пользователь по договору франчайзинга. Он контролирует весь рабочий процесс, вкладывает деньги в развитие, рекламу и маркетинг.
При этом существует и ряд недостатков для франчайзера.
Необходимость рассекретить нераскрытую информацию.
Это может повлечь за собой риски утечки сведений для широкого круга лиц, например, из-за несоблюдения конфиденциальности, и последующую потерю эксклюзивности товаров или услуг.
Затраты на техническое и консультативное содействие.
Разработка универсальных систем учета, обучение работников осуществляются безвозмездно – так правообладатель содействует ведению бизнеса.
Необходимость контролировать выполнение условий договора.
Ведь так не потеряется доверие клиентов к бренду, а также не испортится его репутацию.
Риск обучения возможного конкурента.
После истечения срока действия договора франчайзи может открыть собственный бизнес на основе полученного опыта, и проконтролировать использование лицензионного комплекса будет сложно.
Даже строго составленный договор франчайзинга не может помочь избежать рисков, поскольку предпринимательская деятельность является рисковой сама по себе.
Что касается пользователя, то здесь можно выделить следующие преимущества.
Открытие бизнеса под известным брендом.
Развивать такой бизнес проще, чем начинать все с нуля, а поскольку уже имеется наработанная клиентура, то и получать прибыль можно начать быстрее.
Постоянное техническое и консультативное содействие со стороны правообладателя.
Пользователь в течение долгих лет получает поддержку, что способствует развитию бренда и увеличению прибыли.
Предоставление франчайзером поставщиков сырья, материалов, оборудования.
У правообладателей, как правило, налажены связи с контрагентами-поставщиками, в связи с чем они могут порекомендовать франчайзи проверенных партнеров.
Минимизация конкуренции в рамках одного бренда.
Некоторые франчайзеры могут выдавать франшизу одному пользователю на определенной территории, что снижает конкуренцию и дает возможность получения большей прибыли.
Для пользователя также имеются недостатки франчайзинга.
Первоначальные инвестиции могут быть очень высокими.
Договором франчайзинга может быть предусмотрена смешанная форма вознаграждения за пользование лицензионным комплексом: единоразовый паушальный платеж, суммы которого могут быть очень значительными, и роялти, выплачиваемое от прибыли франчайзинговых объектов.
Контроль выполнения условий договора правообладателем.
Часто используется такая система контроля, как «тайный гость», когда правообладатель, чтобы выявить нарушения со стороны пользователя, без предупреждения отправляет незнакомого ему человека.
Ограничения прав пользователя по договору франчайзинга.
Например, правообладатель может взять с пользователя обязательство не открывать аналогичные франчайзинговые объекты, создающие конкуренцию для бренда.
Риски, связанные с окончанием действия договора либо с его досрочным расторжением.
Франшиза не является собственностью приобретателя, в связи с чем после истечения срока действия договора бизнес остается за владельцем франшизы.
Таким образом, франчайзинг является особой предпринимательской сделкой, сопряженной с риском, в связи с чем для каждой стороны договора существуют свои плюсы и минусы.
При выборе франшизы необходимо учитывать ее индивидуальные особенности: насколько крупный бизнес у франчайзера, какие достоинства и недостатки имеет выбранная сфера деятельности, какая предусматривается форма сотрудничества и др.
Какие еще лицензионные договоры заключает белорусский бизнес
Франчайзинг – это комплексная лицензия. Также популярный инструмент – лицензионный договор о передаче отдельных прав.
Этот договор востребован как у субъектов хозяйствования, создающих объекты интеллектуальной собственности, так и у организаций, которым необходимо в силу своей деятельности использовать такие объекты.
Лицензионные договоры в сфере интеллектуальной собственности можно классифицировать по-разному по причине широкого круга объектов (изобретения, товарные знаки, произведения науки и искусства и др.), множества субъектов (физические лица и все разновидности организаций) и других факторов.
В зависимости от объектов интеллектуальной собственности по ним может предоставляться право использования:
– объектов авторского права (произведения науки, литературы и искусства);
– объектов смежных прав (исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания);
– объектов права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, товарные знаки и знаки обслуживания).
Так как договоры на объекты авторского и смежных прав не регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности (патентный орган, НЦИС), то сделать вывод о том, какие из объектов наиболее актуальны для бизнеса при заключении лицензионного договора, сложно.
Однако можно сказать о востребованности лицензионного договора для использования объектов права промышленной собственности. Так, в период с 2014 г. по І полугодие 2024 г. в патентном органе было зарегистрировано 4433 лицензионных договора, из которых 3374 – на товарные знаки, 807 – на сорта растений, 129 – на изобретения, 66 – на полезные модели, 57 – на промышленные образцы.
Справочно
Представленная на рисунке статистика приведена в отношении лицензионных договоров, сторонами которых выступают как физические лица, так и субъекты хозяйствования (ИП и юрлица) Беларуси и других стран. Отметим, что в патентном органе зарегистрировано незначительное число лицензионных договоров, сторонами которых выступают только физические лица.
Регистрация лицензионных договоров о предоставлении права на объекты права промышленной собственности
(2014 г. – І полугодие 2024 г.)
Белорусский бизнес и товарные знаки
Товарные знаки являются одним из самых коммерциализируемых объектов интеллектуальной собственности. Они играют важную роль в современном бизнесе, позволяя индивидуализировать производителя товара.
Товарные знаки – это своеобразная визитка, благодаря которой покупатели и клиенты распознают и запоминают бренд производителя товаров или услуг, что способствует увеличению объемов товарооборота и прибыли.
С 2015 г. в патентный орган для регистрации не подается сам лицензионный договор на товарный знак. Его регистрация осуществляется по заявительному принципу, в связи с чем сферу использования по данным договорам определить невозможно.
Однако в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь регистрируются не только лицензионные договоры о предоставлении права использования товарных знаков, но и лицензионные договоры о предоставлении права использования товарных знаков в составе договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Это означает, что если договором франчайзинга предоставляется право на использование товарного знака, то соответствующие сведения вносятся также и в указанный реестр.
Количество зарегистрированных договоров франчайзинга по отраслям использования лицензионного комплекса
| Всего | 589 |
| Розничная торговля | 245 (41,5%) |
| Общественное питание | 176 (29,9%) |
| Услуги | 98 (16,6%) |
| — в сфере оздоровления (фитнес, тренажерные залы) | 35 (35,7%) |
| — в сфере туризма | 25 (25,5%) |
| — в сфере образования | 9 (9,2%) |
| — в сфере технического обслуживания ТС | 9 (9,2%) |
| — в сфере аренды, проката ТС | 6 (6,1%) |
| — в сфере досуга | 6 (6,1%) |
| — другие (гостиничные, реклама, медицинские, недвижимости, почтовые и т.п.) | 8 (8,2%) |
| Розничная торговля и общественное питание | 57 (9,7%) |
| Розничная и оптовая торговля | 7 (1,2%) |
| Производство и торговля | 4 (0,7%) |
| Оптовая торговля | 1 (0,2%) |
| Общественное питание и услуги | 1 (0,2%) |
Так, с 2014 г. по І полугодие 2024 г. в Госреестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) было зарегистрировано 589 договоров франчайзинга с национальным товарным знаком, большая часть которых приходится на розничную торговлю (41,5%) и общественное питание (29,9%). Услуги занимают 16,6% от общего количества в различных сферах. Остальные отрасли являются смешанными.
