Ошибка
Бесплатный доступ к ИПС «Нормативка.by»
3 дня бесплатно! Оцените возможности нашей системы по достоинству.
Подключить
Бесплатный доступ на 3 дня
Подключить

Оказание услуг транспортными организациями с использованием транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах

Н.А. Дубинский,
кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Оказание услуг транспортными организациями с использованием транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах

 

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 27 января 2014 г.

 

В ряде случаев c целью обеспечения оптимальной логистики и увеличения объема оказываемых услуг транспортные организации привлекают иностранные транспортные средства для оказания международных перевозок товаров. Это позволяет увеличить выручку, а также организовать эффективное использование подвижного состава и парка тягачей. Неграмотное применение норм права влечет существенные убытки для субъектов хозяйствования. В целях недопущения негативных последствий для осуществления предпринимательской деятельности рассмотрим вопросы временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, несколько подробнее.

 

Общие вопросы

Вопросы временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, регламентированы:

1) главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» (далее – ТК ТС);

2) Соглашением об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза;

3) решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» (в ред. от 16 июля 2013 г.; далее – Решение КТС № 511);

4) решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (в ред. от 16 июля 2013 г.; далее – Решение КТС № 422).

Согласно подп. 1.40 ст. 4 ТК ТС под транспортными средствами международной перевозки (ТСМП) понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

 

Вопрос 1

Может ли арендованный белорусской транспортной организацией в иностранной фирме контейнер, в котором осуществляется ввоз товаров в Республику Беларусь, рассматриваться как ТСМП?

Согласно подп. 1.39 ст. 4 ТК ТС к транспортным средствам относятся автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Таким образом, арендованный белорусской транспортной организацией в иностранной фирме контейнер, в котором осуществляется ввоз товаров в Республику Беларусь, рассматривается как ТСМП.

 

Декларирование ТСМП

Согласно п. 4 ст. 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию.

 

Вопрос 2

Белорусская транспортная организация была уполномочена иностранной фирмой на оказание услуг по перевозке груза доверенностью, заключенной в простой письменной форме, ввозит в качестве ТСМП полуприцеп, зарегистрированный в Литовской Республике.

Нужно ли в отношении прицепа представлять декларацию на товары?

Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Порядок декларирования ТСМП установлен Решением КТС № 511. Согласно п. 2 Решения КТС № 511 декларирование ТСМП осуществляется путем представления в таможенный орган таможенной декларации на транспортное средство (ТДТС). В качестве ТДТС используются стандартные документы перевозчика, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП.

В этом случае за основу ТДТС принимается копия либо дополнительный экземпляр международной товарно-транспортной накладной CMR. Если в указанной накладной также имеются сведения о перемещаемых контейнерах, то исключается необходимость подачи отдельной ТДТС на контейнеры.

В том случае, когда в стандартных документах перевозчика отсутствуют выше перечисленные сведения, в качестве ТДТС используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением КТС № 422. Указанная декларация содержит 13 граф и состоит из листа формата A4 и заполняется заглавными буквами с использованием печатающих устройств или от руки печатными буквами, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений. В этой декларации допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. Номера ТСМП указываются на языке оригинала, в т.ч. с использованием букв латинского алфавита. Если в графах недостаточно места для заявления сведений или проставления служебных отметок должностным лицом таможенного органа (далее – должностное лицо), то необходимые сведения указываются на оборотной стороне декларации. При этом в соответствующей графе производится запись: «СМ. ОБОРОТ». Допускается также указание необходимых сведений на дополнительных листах, при этом в соответствующей графе ТДТС производится запись «СМ. ДОП. ЛИСТ».

Таким образом, в отношении ввозимого в качестве ТСМП полуприцепа представлять декларацию на товары не требуется. Законодательством таможенного союза установлен особый порядок декларирования данного товара.

 

Сведения, указываемые на оборотной стороне ТДТС и (или) на дополнительных листах, заверяются подписью декларанта, а также должностным лицом путем проставления подписи и оттиска личной номерной печати.

Таможенная декларация на транспортное средство заполняется отдельно на самоходные и несамоходные ТСМП, в т.ч. контейнеры.

При этом ТДТС может быть подана на состав ТСМП, если все остальные сведения, за исключением сведений о транспортном средстве, относятся ко всему составу, то в графе 3 «Транспортное средство» сведения о каждом транспортном средстве указываются с новой строки.

Таможенная декларация на транспортное средство подается в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза или месте убытия с этой территории. Таможенная декларация на транспортное средство может быть подана на состав ТСМП. В таких случаях ТДТС должна содержать сведения о каждом транспортном средстве из состава ТСМП.

Подача ТДТС сопровождается представлением следующих документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, совершающего таможенные операции, установленного законодательством государств – членов таможенного союза;

транспортных (перевозочных) документов (не требуется представлять данные документы на порожние транспортные средства);

документа о государственной регистрации и национальной принадлежности ТСМП;

доверенности, выданной иностранным лицом и составленной в простой письменной форме на оказание услуг по перевозке товаров, либо договора, заключенного с иностранным лицом, на оказание услуг по перевозке товаров.

Если таможенные операции, связанные с таможенным декларированием временного ввоза или временного вывоза ТСМП, совершаются таможенным представителем, то дополнительно к перечисленным документам таможенному органу представляется документ, подтверждающий полномочия таможенного представителя.

В тех случаях, когда на ТСМП перемещаются товары, находящиеся под таможенным контролем, допускается подача ТДТС одновременно с подачей транзитной декларации.

 

Вопрос 3

Существуют ли какие-либо особенности декларирования контейнеров в качестве ТСМП?

Да, такие особенности существуют, т.к. контейнеры не являются самостоятельным видом транспорта, что влечет особенность их использования в международных перевозках по причине их несамостоятельного перемещения.

Иным способом таможенного декларирования перемещаемых через таможенную границу таможенного союза контейнеров может быть использование декларации на транспортное средство, подаваемой в отношении транспортного средства международной перевозки, на котором перемещаются контейнеры, в которой в соответствии с п. 5 Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство, утвержденной Решением КТС № 422, допускается указывать сведения о группе контейнеров. Решением КТС № 422 определена форма таможенной декларации на транспортное средство.

Порядок совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки определен Инструкцией о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением КТС № 511.

В соответствии с подп. 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 (в ред. от 23 июля 2012 г.) совершение таможенных операций в отношении транспортного средства международной перевозки производится без уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций.

В том случае, если перемещаемые контейнеры являются предметом внешнеэкономической сделки, таможенное декларирование таких товаров производится в порядке, установленном главой 27 ТК ТС «Таможенное декларирование товаров» в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

 

Вопрос 4

В ряде случаев на ТСМП устанавливаются механизмы и оборудование, которые облегчают процессы погрузки и разгрузки товаров, например, грузоподъемные борты и т.п.

Подлежат ли данные механизмы и оборудование декларированию в таможенном отношении?

Указанные механизмы и оборудование подлежат отражению в декларации.

Согласно подп. 1.40 ст. 4 ТК ТС под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, вывозимые за пределы таможенной территории таможенного союза в целях завершения международной перевозки грузов, с находящимся на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки и разгрузки грузов.

Следовательно, механизмы и оборудование, которые облегчают процессы погрузки и разгрузки товаров, с точки зрения таможенного законодательства рассматриваются как часть ТСМП и подлежит охвату при декларировании ТСМП.

В соответствии с п. 2 ст. 350 ТК ТС, п. 2 Решения КТС № 511 в качестве таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.

Таким образом, информация о наличии установленного на транспортном средстве грузоподъемного борта может быть указана в стандартных документах перевозчика, перечисленных, например, в международной товарно-транспортной накладной формы CMR (так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19 мая 1956 г.) договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым, и т.д.).

Статьей 350 ТК ТС оговорены сведения, которые должны быть указаны в стандартных документах перевозчика (перечень сведений, подлежащих указанию в стандартных документах перевозчика при вывозе ТСМП, шире, чем перечень сведений, которые указаны в ст. 159 ТК ТС). Так, в ст. 350 ТК ТС перечислены сведения, которые должны быть указаны в стандартных документах перевозчика: сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки (по мнению автора, запятая в данном случае тождественна союзу «и»), указанные в ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.

В случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве таможенной декларации используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением КТС № 422. В графе 10 «Запасные части и оборудование» таможенной декларации на транспортное средство указываются наличие оборудования, предназначенного для эксплуатации ТСМП, путем проставления в поле «Да» символа «Х», а также путем указания в данной графе наименования оборудования (механизма), краткое описание и количество в удобных для декларанта единицах измерения.

 

Касаясь декларирования вывоза порожних транспортных средств за пределы, заметим, что в соответствии с п. 1 Решения КТС № 422 таможенная декларация на транспортное средство подается в форме документа о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки, выданного в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза (далее – свидетельство). При ввозе на таможенную территорию таможенного союза автомобильного транспортного средства международной перевозки, временно вывезенного порожним в соответствии с п. 1 ст. 345 ТК ТС, в целях завершения временного вывоза допускается подача таможенной декларации на транспортное средство в форме свидетельства, представленного при таможенном декларировании такого временного вывоза.

Таможенная декларация на транспортное средство при ее подаче в форме свидетельства представляется в таможенный орган в одном экземпляре. При этом представления иных документов для подтверждения указанных в свидетельстве сведений не требуется.

 

Порядок ввоза ТСМП без взимания таможенных платежей. Использование временно ввезенных ТСМП

В соответствии со ст. 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

2) если ТСМП ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда ТСМП используется лицом государства – члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

В силу ст. 185 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Под представительством в соответствии со ст. 183 ГК понимается сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок, а также временные (антикризисные) управляющие в процедуре банкротства, действующие от имени должника.

 

Вопрос 5

Транспортная организация заключила контракт на доставку из Латвийской Республики в Республику Беларусь партии канцелярских принадлежностей. Одновременно транспортная организация заключила с иностранной компанией договор краткосрочного проката автомобильного прицепа, зарегистрированного в Республике Польша. В результате товар был погружен в автомобильный полуприцеп, который после доставки товара получателю должен быть возвращен его владельцу.

Допускается ли ввоз прицепа как транспортного средства международной перевозки без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов?

В соответствии с п. 1 ст. 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном выполнении следующих условий:

если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

если ТСМП используется лицом государства – члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

В соответствии со ст. 597 ГК по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Таким образом, ввоз прицепа как транспортного средства международной перевозки без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов недопустим, т.к. договор проката и предоставление иностранным лицом полномочия белорусской фирме на оказание услуг являются разными сделками.

В рассматриваемой ситуации прицеп подлежит помещению под таможенную процедуру временного ввоза с представлением декларации на товары.

В соответствии со ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 % от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 3 ст. 282 ТК ТС).

Аналогичная ситуация будет и в случае, если ТСМП зарегистрировано в иностранном государстве за белорусским перевозчиком.

Таким образом, экономической целью временного ввоза ТСМП без уплаты таможенных платежей является расширение объема услуг, оказываемых отечественными транспортными организациями иностранным субъектам хозяйствования в целях привлечения валютной выручки. При этом законодатель принял меры для того, чтобы исключить возможность подмены таможенной процедуры временного ввоза (допуска) временным ввозом ТСМП.

 

Вопрос 6

Транспортная организация ввезла из Литовской Республики через белорусско-литовскую границу контейнер в качестве транспортного средства международной перевозки. Данный контейнер без помещения под какую-либо таможенную процедуру был использован для доставки белорусского товара из г. Минска в г. Витебск, что установил таможенный орган.

Необходимо ли в отношении данного контейнера уплачивать таможенные платежи?

Останется ли необходимость в уплате таможенных платежей в отношении контейнера, если он будет вывезен за пределы таможенной территории таможенного союза как ТСМП после рассмотрения дела об административном правонарушении?

В соответствии с гл. 48 ТК ТС ТСМП подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенную процедуру и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий, установленных ст. 342 и 344 ТК ТС.

Согласно п. 3 ст. 344 ТК ТС использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (во внутренней перевозке по таможенной территории таможенного союза), допускается при условии помещения этих ТСМП под таможенные процедуры.

При использовании ТСМП во внутренних перевозках в нарушение п. 3 ст. 344 ТК ТС, если такое использование не сопровождается помещением ТСМП под таможенную процедуру, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Таким образом, ввиду того что контейнер без помещения под какую-либо таможенную процедуру был использован для доставки белорусского товара из г. Минска в г. Витебск, в отношении него подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Случаи прекращения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов определены п. 2 ст. 80 ТК ТС. При этом ст. 80 ТК ТС не установлен случай прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в случае вывоза ТСМП за пределы таможенной территории таможенного союза. Следовательно, необходимость в уплате таможенных платежей в отношении контейнера останется даже в том случае, если он будет вывезен за пределы таможенной территории таможенного союза как ТСМП после рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

Согласно ст. 344 ТК ТС с временно ввезенными ТСМП допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории.

При этом на таможенной территории таможенного союза не допускается:

использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза);

передача временно ввезенных ТСМП иным лицам, в т.ч. в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

Использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в нарушение указанных ограничений допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

Однако из правил использования ТСМП имеется исключение.

 

Вопрос 7

Организация (г. Минск) заключила контракт на поставку листового стекла из Республики Польша. Товар ввезен железнодорожным транспортом в контейнере.

Можно ли железнодорожный контейнер для доставки листового стекла со склада временного хранения на территорию белорусской организации, если в этом контейнере листовое стекло было ввезено на таможенную территорию таможенного союза, а затем доставлено на склад временного хранения, где было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Согласно п. 2 ст. 344 ТК ТС на таможенной территории таможенного союза не допускается использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее – внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза).

Согласно п. 2 ст. 344 ТК ТС особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств – членов таможенного союза.

18 июня 2010 г. в г. Санкт-Петербурге было заключено Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза (далее – Соглашение), которым определяются особенности использования ТСМП, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 1 ст. 342 ТК ТС, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава (включая порожние транспортные средства международной перевозки), осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа, для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза.

Статьей 2 Соглашения определено, что не допускается использование в качестве ТСМП во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог), воздушных судов, водных (морских и речных) судов.

Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что допускается использовать ТСМП для внутренней перевозки груза, если внутренняя перевозка осуществляется после завершения международной перевозки, для выполнения которой ТСМП было ввезено на территорию государства.

Таким образом, существующий запрет не касается контейнеров железных дорог.

Таможенным законодательством таможенного союза железнодорожный контейнер возможно использовать для доставки листового стекла со склада временного хранения на территорию белорусской организации при условии, что товар в этом контейнере был ввезен на таможенную территорию таможенного союза, а затем доставлен на склад временного хранения, где был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом уплата таможенных платежей в отношении контейнера не производится.

 

Сроки нахождения ТСМП на территории таможенного союза

Согласно ст. 343 ТК ТС временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТК ТС, если иное не установлено международными договорами.

При невозможности вывоза ТСМП в указанные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза ТСМП на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз ТСМП.

 

Вопрос 8

Транспортная организация (г. Минск) была уполномочена польской фирмой на оказание услуг по перевозке груза доверенностью, заключенной в простой письменной форме по доставке шевинговального станка из Республики Польша в Республику Беларусь. В связи с этим польская фирма предоставила транспортной организации прицеп, который будет ввезен как ТСМП на территорию таможенного союза с получением льгот по уплате таможенных платежей.

В течение какого срока ТСМП могут временно находиться на таможенной территории таможенного союза?

Кто устанавливает срок обратного вывоза ТСМП и каким образом?

Можно ли в рассматриваемой ситуации осуществить вывоз временно ввезенного ТСМП через пункт пропуска, расположенный на российском участке таможенной границы таможенного союза, если ТСМП ввезено через белорусский участок таможенной границы таможенного союза?

В соответствии со ст. 343 ТК ТС временно ввезенные ТСМП должны быть вывезены с территории таможенного союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТК ТС.

Статьей 219 ТК ТС определено, что срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя. При этом предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 000 км за 1 (один) месяц.

Таким образом, срок временного ввоза ТСМП определяется с учетом времени доставки перевозимых товаров в таможню назначения и времени, необходимого для обратного вывоза ТСМП за пределы таможенного союза.

Согласно п. 12 Решения КТС № 511 срок временного ввоза ТСМП устанавливается должностным лицом таможенного органа путем указания в любом свободном месте соответствующего документа (например, если в качестве ТДТС используется международная товарно-транспортная накладная формы CMR) регистрационного номера ТДТС и даты окончания срока временного ввоза ТСМП путем производства записи: «Срок временного ввоза ДД.ММГГГ».

Если в качестве ТДТС используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением КТС № 422, то заполняется графа A.

Произведенные записи заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа с указанием даты выпуска.

Пунктом 7 ст. 5 ТК ТС определено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, то оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Таким образом, перевозчик обязан вывезти ТСМП за пределы таможенного союза до 24 часов даты, определенной должностным лицом таможенного органа.

Согласно п. 4 ст. 342 ТК ТС вывоз с таможенной территории таможенного союза временно ввезенных ТСМП может осуществляться через любой таможенный орган. Таким образом, законодательством разрешается осуществить вывоз временно ввезенного ТСМП через пункт пропуска, расположенный на российском участке таможенной границы таможенного союза, если ТСМП ввезено через белорусский участок таможенной границы таможенного союза.

 

Вопрос 9

Транспортная организация (г. Могилев), осуществляющая автомобильные перевозки, пропустила срок обратного вывоза временно ввезенного ТСМП по причине осуществления его ремонта. Для продления срока временного ввоза она не обращалась в таможенный орган.

Имеется ли в связи с этим у организации неисполненное обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов?

Подлежат ли уплате ввозные таможенные пошлины, налоги в случае нарушения срока временного ввоза ТСМП?

Согласно ст. 344 ТК ТС на таможенной территории таможенного союза не допускается:

использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее – внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза);

передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в т.ч. в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза ТСМП.

Использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в указанных случаях допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения этих действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен – день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

В иных случаях налоговое обязательство в отношении ТСМП не подлежит исполнению. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у перевозчика не возникает неисполненного налогового обязательства и таможенные платежи не подлежат уплате.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) не предусматривается ответственность перевозчика за нарушение срока обратного вывоза временно ввезенного транспортного средства.

 

Административная ответственность за нарушение требований законодательства при использовании ТСМП

Ответственность за неправомерные действия с ТСМП установлена ст. 14.7 КоАП.

Так, использование в нарушение установленного порядка на таможенной территории таможенного союза ТСМП, зарегистрированных на территории иностранного государства, лицами, которые ввезли такие транспортные средства, во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза грузов, пассажиров и (или) багажа либо передача этими лицами таких транспортных средств на таможенной территории таможенного союза иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере от пяти до 30 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо – от 20 до 500 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Передача права пользования и (или) распоряжения ввезенными на таможенную территорию таможенного союза транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, иным лицам в нарушение установленного порядка, а равно невывоз с таможенной территории таможенного союза таких транспортных средств до истечения установленного срока временного ввоза влечет наложение штрафа в размере от пяти до 30 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

За пользование и (или) распоряжение транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, лицами, не ввозившими такие транспортные средства на таможенную территорию таможенного союза, в нарушение установленного порядка предусмотрено наложение штрафа в размере от пяти до 30 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.