Бесплатный доступ к ИПС «Нормативка.by»
3 дня бесплатно! Оцените возможности нашей системы по достоинству.
Подключить
Бесплатный доступ на 3 дня
Подключить

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

Ю.В. Прокопенко,
юрист юридической фирмы Revera Consulting Group

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

 

С 1 января 2014 г. происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.

Начало объединению положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:

Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6);

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» (далее – Указ № 529);

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ № 530).

 

1. Образуется система судов общей юрисдикции

Как было:

Существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее – ВС), система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее – ВХС) (ст. 5, 28, 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

 

Как стало:

С 1 января 2014 г. будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединяется к ВС.

Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п. 1 Декрета № 6).

За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39, 41 - 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее  – ХПК)). Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.

 

2. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры

 

Таблица

Наименования инстанций, рассматривающих экономические споры

Инстанция

Как было

Как стало

Первая инстанция

Хозяйственные суды областей (города Минска) (ст. 105 ХПК).

Экономические суды областей (города Минска)

Апелляционная инстанция

Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст. 268 ХПК).

Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)

Кассационная инстанция

Кассационная коллегия ВХС (ст. 268 ХПК).

Коллегия по экономическим спорам ВС

Надзор:

Лица, имеющие право принесения протеста

Председатель ВХС либо его заместители;

Генеральный прокурор либо его заместители

Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители

Суд надзорной инстанции

Президиум ВХС — в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).

Пленум ВХС — в отношении постановлений Президиума ВХС (ст. 301–302 ХПК).

Президиум ВС — в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Пленум ВС — в отношении постановлений Президиума ВС.

 

3. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.

Как было:

Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст. 325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21 (в ред. от 15 февраля 2012 г.; далее – Инструкция по исполнительному производству)). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.

 

Как стало:

С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов (п. 1 Указа № 530). Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (п. 1, 2 Указа № 530).

Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др.) (п. 12 Указа № 530).

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа (п. 14 Указа № 529).

С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника – индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается в настоящее время отсутствующее право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.

Детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.

При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.

При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.

 

Выводы и рекомендации

Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика (ст. 49 ХПК), ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).

С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.

Унифицирована также система судебного исполнения. Принятыми актами пока намечена общая концепция, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 1 января 2014 г. Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.