Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.
- +375 (17) 311-10-15
- Техподдержка
- support@normativka.by
- Teams
Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.
С 1 января 2014 г. происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.
Начало объединению положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
● Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6);
● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» (далее – Указ № 529);
● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ № 530).
1. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее – ВС), система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее – ВХС) (ст. 5, 28, 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).
Как стало:
С 1 января 2014 г. будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединяется к ВС.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п. 1 Декрета № 6).
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39, 41 - 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)). Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.
2. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры
Таблица
Наименования инстанций, рассматривающих экономические споры
Инстанция | Как было | Как стало |
Первая инстанция | Хозяйственные суды областей (города Минска) (ст. 105 ХПК). | Экономические суды областей (города Минска) |
Апелляционная инстанция | Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст. 268 ХПК). | Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска) |
Кассационная инстанция | Кассационная коллегия ВХС (ст. 268 ХПК). | Коллегия по экономическим спорам ВС |
Надзор: Лица, имеющие право принесения протеста | Председатель ВХС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители | Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители |
Суд надзорной инстанции | Президиум ВХС — в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Пленум ВХС — в отношении постановлений Президиума ВХС (ст. 301–302 ХПК). | Президиум ВС — в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Пленум ВС — в отношении постановлений Президиума ВС. |
3. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.
Как было:
Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст. 325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21 (в ред. от 15 февраля 2012 г.; далее – Инструкция по исполнительному производству)). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
Как стало:
С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов (п. 1 Указа № 530). Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (п. 1, 2 Указа № 530).
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др.) (п. 12 Указа № 530).
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа (п. 14 Указа № 529).
С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника – индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается в настоящее время отсутствующее право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.
Детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.
Выводы и рекомендации
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика (ст. 49 ХПК), ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).
С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.
Унифицирована также система судебного исполнения. Принятыми актами пока намечена общая концепция, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 1 января 2014 г. Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.