Бесплатный доступ к ИПС «Нормативка.by»
3 дня бесплатно! Оцените возможности нашей системы по достоинству.
Подключить
Бесплатный доступ на 3 дня
Подключить

Процедуры закупок при строительстве с 1 января 2014 г.: общие положения

Л.Н. Лисица,
управляющий партнер Юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» и ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель ЧУО «БИП – институт правоведения»

Процедуры закупок при строительстве с 1 января 2014 г.: общие положения

 

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 19 февраля 2014 г.

 

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591) необходимо различать закупку товаров (работ, услуг) при строительстве:

до 1 января 2014 г.;

после 1 января 2014 г.

Если договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве заключен до 1 января 2014 г. либо решение о проведении процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве принято до 1 января 2014 г., то согласно ч. 2 п. 6 Указа № 591 исполнение договора и проведение процедур закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г. В этом случае указанные договоры могут заключаться следующими 4 способами:

1) путем проведения подрядных торгов – необходимо руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положений указа Президента Республики Беларусь» и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 (в ред. от 31 января 2014 г.; далее – Положение № 235);

2) путем проведения переговоров – необходимо руководствоваться Положением № 235;

3) путем проведения государственной закупки товаров (работ, услуг) – необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых вопросах по реализации Закона Республики Беларусь „О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (в ред. от 26 июня 2013 г.);

4) в обычном порядке – необходимо руководствоваться п. 7 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (в ред. от 14 декабря 2013 г.), а также общими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).

Если договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве заключается после 1 января 2014 г. либо решение о проведении процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве принимается после 1 января 2014 г., то указанные договоры могут заключаться следующими способами:

1) путем проведения подрядных торгов;

2) путем проведения торгов;

3) путем проведения переговоров;

4) в обычном порядке.

При размещении заказов путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров необходимо руководствоваться Указом № 591 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – Постановление № 88).

Указом № 591 временно приостановлено (до 1 января 2016 г.) проведение процедур электронных торгов, иных процедур государственной закупки товаров (работ, услуг) при строительстве.

 

Справочно

Если заказчиками, не соответствующими критериям ч. 2 п. 6 Указа № 591, и строительными организациями (подрядчиками, субподрядчиками), инженерами, инженерными организациями, застройщиками принимается решение о применении «старых» правил закупок в строительстве, установленных Положением № 235, то правовые последствия определяются:

§ 2 главы 9 «Недействительность сделок» ГК;

статьей 11.16 «Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);

статьей 21.17 «Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов» КоАП.

 

Указом № 591 выделяются следующие процедуры закупки при строительстве:

1) подрядные торги – данная форма размещения заказов применяется в отношении закупки работ и услуг при строительстве;

2) торги – данная форма размещения заказов применяется только в отношении закупки товаров при строительстве;

3) переговоры – данная форма размещения заказов применяется в отношении закупки товаров, работ и услуг при строительстве.

Исходя из анализа Указа № 591, можно выделить случаи, когда:

1) проведение подрядных торгов (торгов) является обязательным;

2) проведение подрядных торгов (торгов) может быть заменено процедурой переговоров;

3) не требуется проводить ни одной из процедур закупок при строительстве.

 

Проведение подрядных торгов (торгов) является обязательным

В данном случае необходимо различать:

заключение договоров строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройства, снос объектов;

заключение иных договоров (поставки товаров, выполнение проектных и изыскательских работ и т.д.).

В зависимости от двух критериев (источник финансирования и стоимость строительства объекта) Указом № 591 выделяются два случая, когда проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров строительного подряда:

при финансировании за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, и при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более;

финансировании за счет иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, и при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более.

Если при строительстве объектов обязательно заключение договора строительного подряда путем проведения подрядных торгов, то обязательным является проведение подрядных торгов (торгов) при размещении заказов:

на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами. При этом разработка предпроектной (предынвестиционной) документации обязательна при возведении, реконструкции, реставрации объектов 1–4 класса сложности, за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам согласно подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;

выполнение проектных и изыскательских работ;

оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. базовых величин и более;

закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более;

выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более.

 

Справочно

Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17.

 

Проведение подрядных торгов (торгов) может быть заменено процедурой переговоров:

когда подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

когда генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

Решение о том, в рамках какой процедуры закупки при строительстве (подрядные торги, торги, переговоры) будет размещаться заказ, определяет заказчик в соответствии с подп. 1.7 Указа № 591. Относительно обязанности проведения подрядных торгов по выбору генеральным подрядчиком субподрядных организаций в п. 52 Положения о порядке организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного Постановлением № 88 (далее – Положение № 88), содержится уточнение, в соответствии с которым подрядные торги по выбору субподрядных организаций проводятся в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика. Так, если заказчик хочет, чтобы генеральный подрядчик осуществлял выбор субподрядчиков именно в соответствии с процедурой подрядных торгов, об этом следует изначально указывать в договоре подряда, в противном случае выбор процедуры определения субподрядчиков полностью зависит от генерального подрядчика.

 

Не требуется проводить ни одной из процедур закупок при строительстве в случаях:

заключения договора с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь) – здесь генподрядчиков, генпроектировщиков и субподрядчиков определяет Совет Министров Республики Беларусь;

строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;

заключения договора строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объекта, если источником финансирования являются средства республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, а стоимость строительства объекта составляет менее 6 тыс. базовых величин;

заключения договора строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объекта, если источником финансирования являются иные источники, в т.ч. средства государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, а стоимость строительства объекта составляет менее 100 тыс. базовых величин;

если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и заключается договор на оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин. Является исключением ситуация, при которой такой заказ размещает застройщик, осуществляющий строительство объекта собственными силами. Так, согласно п. 4 Постановления № 88 застройщик обязан размещать заказ на оказание услуг с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, т.е. в данном случае путем проведения либо подрядных торгов, либо переговоров;

если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и осуществляется закупка товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин. Является исключением ситуация, при которой такой заказ размещает застройщик, осуществляющий строительство объекта собственными силами. Так, согласно п. 4 Постановлению № 88 застройщик обязан размещать заказ на закупку товаров с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, т.е. в данном случае путем проведения либо торгов, либо переговоров;

если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и заключается договор подряда на выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин.

В данном случае необходимо различать три ситуации:

1) такой заказ размещает заказчик, который собственными силами не осуществляет строительство объекта (допустим, на основную часть работ по строительству объекта заказчик заключает договор генерального строительного подряда, а на остальную часть работ заключает отдельные договора на выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ), – заказчику не требуется проводить ни одной из процедур закупок при строительстве;

2) такой заказ размещает застройщик, который собственными силами осуществляет строительство объекта, – в соответствии с п. 4 Постановления № 88 застройщик привлекает подрядные организации для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, – застройщик размещает заказ путем проведения либо подрядных торгов, либо переговоров;

3) такой заказ размещает генеральный подрядчик – должна быть проведена процедура либо подрядных торгов, либо переговоров.

 

В тех случаях, когда проведение подрядных торгов, торгов, переговоров при размещении заказов при строительстве не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, установленном Положением № 88.

Постановлением № 88 предусматривается преференциальная поправка к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Преференциальная поправка предоставляется в виде уменьшения цены предложения участника на 15 %.