Как регулируются трудовые отношения при ликвидационном производстве?

 

При ликвидационном производстве регулирование трудовых правоотношений сводится к двум вопросам: увольнение работников в связи с ликвидацией организации; удовлетворение требований по выплате выходных пособий и оплате труда.

С момента принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства управляющий обязан предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении. Такое предупреждение оформляется приказом (распоряжением) управляющего и объявляется каждому работнику персонально под роспись. Увольнение работников производится в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК – ликвидация организации.

При увольнении работников управляющий обязан соблюдать порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, регламентированный ст. 43 ТК. Управляющий обязан также предварительно уведомить профсоюз о намерении расторгнуть с работниками трудовой договор в связи с ликвидацией организации. Если коллективным договором, соглашением предусмотрено, что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя должно производиться только с предварительного согласия профсоюза (ч. 2 ст. 46 ТК), то управляющий обязан получить такое согласие. Обратим внимание на сложившуюся судебную практику по этому вопросу, которая сформулирована в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде». В частности, разъяснено, что проверяя соблюдение нанимателем условий коллективного договора о согласии (в том числе предварительном) профсоюза на расторжение трудового договора, суду следует выяснить: а) принято ли решение о согласии на увольнение правомочным составом профсоюза и в соответствии с его уставом; б) дано ли согласие на увольнение по тем основаниям, которые были указаны нанимателем при обращении в профсоюз, а затем в приказе (распоряжении) об увольнении.